ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
№ 2 (2) 2012
33
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
гинекологической патологии девушек-под-
ростков. Анализ патологии (основной и сопут-
ствующей) пациентов кабинета РТ детской по-
ликлиники общего профиля показал, что 96,5%
детей и подростков имеют полисистемную
патологию, 75,4% — вегетативное сопрово-
ждение. Большую группу составляют заболе-
вания нервной системы и нервно-психической
сферы – 43,9%, около 40% (38,6%) — болезни
глаза и пищеварительной сиcтемы, более трети
(36,8%) — болезни органов дыхания, более чет-
верти (25,4%) — патология системы кровообра-
щения; патология костно-мышечной системы
составляет 78,9%, признаки диспластического
развития и недифференцированной дисплазии
соединительной ткани имеют место у 21,9%
детей и подростков. По нашим данным, тен-
денция к росту особенно заметна в группах
болезней глаза и его придатков, опорно-двига-
тельной системы и нервно-психической сфе-
ры (что соответствует данным диспансерного
обследования 2010 г. по Москве). Отмеченный
рост числа детей и подростков с признаками
несостоятельности соединительной ткани, со-
ставляющей по разным данным от 50 до 85%
от общей массы тела взрослого человека, явля-
ется тревожным симптомом неблагополучия.
Вся иммунная система, в сущности, является
производным соединительной ткани; функци-
ональное состояние всех органов существен-
нейшим образом определяется процессами,
происходящими в соединительной ткани [6].
Представленные данные свидетельствуют о не-
благополучии и тревожных тенденциях в состо-
янии здоровья детей и подростков, требующих
пристального внимания и неотложных эффек-
тивных мер, к которым, в частности, относится
более широкое применение РТ.
Психологические
особенности детской РТ
Успешная работа с детьми невозможна
без учета особенностей психологии детского
возраста. Создание обстановки, в наибольшей
степени благоприятно действующей на малень-
кого пациента, включает все аспекты организа-
ции деятельности детского кабинета РТ. Этому
способствуют особенности расположения, обо-
рудования и оформление кабинета; лечебное
оснащение, позволяющее проводить разные,
в том числе безболезненные лечебные проце-
дуры; обязательное присутствие медицинской
сестры. Её помощь особенно необходима в тех
случаях, когда присутствие родителей в кабине-
те нежелательно [7].
В работе с детьми необходимо большое вни-
мание уделять психолого-педагогическому обе-
спечению лечебного процесса. Психотерапия
пациентов с соматической патологией, в том
числе больных детей, является неотъемлемой ча-
стью комплекса лечебных мероприятий, содер-
жит в себе значительную долю педагогического
воздействия. Дети раннего возраста по своей
природе доверчивы, однако чужим людям в чу-
жой обстановке его доверие и расположение
надо заслужить. Это — не всегда легкая, но важ-
ная и обязательная задача педиатра и детской се-
стры. Необходимо создать обстановку доброты
и участия к пациенту, а также — стимулировать
его активное участие в лечебном процессе, вза-
имодействие с персоналом кабинета РТ. Мож-
но рекомендовать отдельные виды диагности-
ческих и лечебных процедур проводить в виде
игры. В этой связи особенно важен правильный
подбор персонала. Важно, чтобы в конкретных
условиях своей деятельности врач и медсестра,
руководствуясь основными принципами ме-
дицинской деонтологии, старались найти наи-
лучшие пути решения тех или иных вопросов
этического характера, стремились максимально
помочь ребенку, не нанося ему никакого вреда.
Важное место в деятельности персона-
ла занимают взаимоотношения с родителя-
ми, поскольку лечение детей их общая задача,
при первой же встрече врач приглашает их к со-
трудничеству. Лучшим средством коррекции ри-
гидных установок родителей будет достижение
улучшения в состоянии ребенка, что, как пра-
вило, повышает заинтересованность в дальней-
шем лечении и восприимчивость советов врача.
Профессиональная деятельность рефлексотера-
певта характеризуется рядом особенностей де-
онтологического характера, значение которых
заметно возрастает при работе с детьми. Врач —
рефлексотерапевт на протяжении всего перио-
да лечения находится в тесном сотрудничестве
с пациентом. В результате возникает взаимное
доверие, способное принести исцеление на глу-
боком человеческом уровне, основанное на пре-
данности врача больному и пациента врачу [8].
Объективные предпосылки
увеличения доли РТ в общем
объёме педиатрической помощи
Имеющиеся на вооружении методы лече-
ния сегодня перестают удовлетворять практи-
ческих врачей. Это связано, прежде всего, с всё
углубляющейся узкой специализацией в ущерб
целостному подходу к организму человека. Важ-
ная роль принадлежит возрастанию удельного