ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
№ 2 (2) 2012
32
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
под влиянием стимуляции точек акупунктуры
адаптогенные эффекты обеспечивают широкий
спектр показаний к применению РТ [1, 2].
Особенности детского возраста
определяются
физиологией развития, патологией, характер-
ной для каждого возрастного периода, психо-
лого-педагогическими потребностями форми-
рующейся личности. Современные данные сви-
детельствуют о том, что двухмесячный эмбрион
уже реагирует на раздражение кожи; все поверх-
ности плода уже к ХII неделе внутриутробного
развития становятся рефлексогенной зоной.
У новорожденных детей все уровни морфоло-
гических структур нервной системы, обеспечи-
вающие ответ организма на акупунктурное воз-
действие, способны к реализации лечебного эф-
фекта. Несмотря на незавершенность развития,
кора головного мозга новорожденного способна
не только принимать сигналы, но и участво-
вать в осуществлении рефлекторной реакции
[3]. По мере взросления изменяются площадь
и глубина точек акупунктуры, постепенно фор-
мируются миниакупунктурные системы (МАС).
Расширяются возможности рефлекторной диа-
гностики, позволяющие выделить конституцио-
нальные типы, становится возможным диффе-
ренциальный диагноз, основанный на пальпа-
торной оценке состояния точек акупунктуры.
Претерпевают изменение степень выражен-
ности и характер местных и общих реакций
на воздействие стимулов. Чем младше ребенок,
тем более выражены местная реакция и общий
ответ, поэтому у детей младшего возраста мож-
но ограничиться минимальным воздействием.
У детей среднего школьного возраста можно
скорее ожидать ответа по типу вегетативной
реакции (легкий озноб, головокружение и др.).
Вероятно, в процессе взросления преобладание
общих Инь –Ян — тенденций поочередно меня-
ется подобно смене симпатических и парасим-
патических влияний на формирующийся орга-
низм. По мнению многих авторов, дети до 3 лет
обладают лишь ЯН — энергией; энергетический
баланс Инь — Ян достигается у девочек в сред-
нем к 14 годам, у мальчиков — к 16 годам.
Особенности патологии детей и подростков
на современном этапе.
В формировании пато-
логии детей и подростков большую роль играет
перинатальное программирование, обуслов-
ливающее характер патологии не только ново-
рожденного, но и в будущем взрослого человека
[4]. В последние 10 лет более 30% детей рож-
даются с признаками поражения центральной
и периферической нервной системы. Отклоне-
ния в развитии нервно-психических функций
у детей в большинстве случаев своими корня-
ми уходят в перинатальный период и выходят
далеко за пределы раннего возраста. 50-60%
детей с перинатальным поражением ЦНС име-
ют признаки минимальной дисфункции мозга.
Впоследствии у детей с перинатальной патоло-
гией формируются нейрогенные дисфункции
внутренних органов, вегето-неврологические
и психосоматические синдромы, нейро-орто-
педическая патология; у них значительно выше
риск развития аллергических заболеваний, они
составляют большую часть группы часто боле-
ющих детей (ЧБД). До 70% всех инвалидов дет-
ства, требующих медицинской и социальной
реабилитации, — дети с тяжелой перинатальной
патологией [5].
В последнее время повысился удельный вес
заболеваний, вызванных ростом психосоциаль-
ных факторов риска (в семье, в школе, в обще-
стве в целом) — болезней дезадаптации; они
составляют 40-68% причин обращения детей
и подростков за медицинской помощью. Для них
характерны сочетанные вегетативно-висцераль-
ные нарушения в различных органах и системах,
они могут проявляться нарушением терморегу-
ляции, болевыми и прочими синдромами. Бо-
лезни дезадаптации, чаще всего психосомати-
ческого происхождения, носят полисистемный
характер, почти всегда имеют вегетативное со-
провождение. По данным Центра вегетативной
патологии, жалобы психовегетативной природы
предъявляют до 90% детей школьного возраста;
при объективном обследовании у 64% подрост-
ков обнаруживаются признаки вегетативной
дисфункции.
Причиной рецидивирования ОРВИ у ЧБД
могут являться как врожденный биологический
дефект, слабость неспецифической защиты ор-
ганизма, так и социальные факторы. На долю
ОРВИ как основной причины частых заболе-
ваний детей приходится 62,7%. В этой группе
пациентов в 2,2 раза чаще встречаются аллерги-
ческие реакции; они составляют группу риска
из-за угрозы осложнений при активной имму-
низации. Одной из главных проблем ЧБД явля-
ется угроза формирования в дальнейшем более
определенных форм патологии, а также — ри-
гидных форм «психосоматического поведения»,
для которых характерны личностные особен-
ности, трудности коммуникации и обучения,
школьная неуспеваемость и другие проявления
социальной дезадаптации.
В связи с тем, что подростков 15-17 лет пла-
нируется перевести под наблюдение детских
поликлиник, актуальными становятся такие
медицинские направления, как лечение под-
ростковых токсикоманий, а также акушерско —