ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
№ 2 (2) 2012
35
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
ями организма. Это особенно важно как для ку-
пирования у детей актуальных патологических
состояний, так и для предупреждения формиро-
вания нездоровых психосоматических отноше-
ний. Оказывая стресс-лимитирующее и адап-
тогенное действие, она является весьма эффек-
тивным профилактическим средством и может
быть использована для лечения, реабилитации
и реадаптации детей и подростков.
РТ с успехом применяют у женщин при па-
тологии беременности, для ведения родов.
В родильных домах лечение новорожденных,
перенесших асфиксию в родах, начинают уже
в первые сутки после рождения с целью форми-
рования циклической организации сна. В ста-
ционарах второго этапа выхаживания методы
РТ (акупрессуру, электропунктуру, металлоап-
пликацию, сухую иммерсию, музыко- и арома-
терапию) используют в реабилитации новорож-
денных с перинатальными гипоксически-трав-
матическими поражениями нервной системы
[3, 13, 14], которое при необходимости продол-
жают в амбулаторных условиях [15]. В детской
поликлинике по месту жительства пациента ле-
чение в кабинете РТ можно начинать с годова-
лого возраста.
С давних времен традиционную акупункту-
ру применяли в комплексе с другими методами
лечения — фитотерапией, лечебной гимнасти-
кой, массажем, водными процедурами; позднее
к ним присоединились гомеопатия и психоте-
рапия. В своей практике мы также широко ис-
пользуем комплексное лечение — 75% наших
пациентов получает РТ в сочетании с другими
лечебными мероприятиями, около половины —
комплексную реабилитацию.
Задачи и содержание деятельности
кабинета РТ для детей и подростков
Кабинет РТ работает, как правило, в составе
отделения восстановительного лечения ЛПУ,
тесно взаимодействуя с врачами всех специаль-
ностей, которые направляют пациентов на кон-
сультацию к рефлексотерапевту. Структура за-
болеваний детей и подростков, получающих ле-
чение в кабинетах РТ, во многом определяется
активностью врачей ЛПУ, формирующих поток
первичных пациентов.
Задачи и направления деятельности ка-
бинета определены приказами МЗ РФ №364
от 10.12.1997 г «О введении специальности
«Рефлексотерапия» в номенклатуру врачеб-
ных и провизорских специальностей» и №38
от 03.02.1999 г. «О мерах по дальнейшему раз-
витию рефлексотерапии в Российской Феде-
рации». В задачи детского кабинета РТ входит
консультативно-методическая работа, направ-
ленная на повышение резервов здоровья, про-
ведение первичной и вторичной профилактики,
лечения и реабилитации детей и подростков.
Имеется позитивный опыт применения ме-
тодов РТ для первичной профилактики в орга-
низованных детских коллективах, относящихся
к территориальным амбулаторно-поликлини-
ческим ЛПУ. В ряде детских садов и городских
поликлиник Москвы методами РТ (акупункту-
ра, фотопунктура, точечный массаж) проводи-
лась сезонная профилактика ОРВИ и гриппа
с целью снижения уровня заболеваемости с хо-
рошим эффектом. В условиях детской поликли-
ники методами РТ можно проводить подготовку
детей из группы риска (например, ЧБД, детей
с аллергическим диатезом) к плановой иммуни-
зации; методы РТ помогут избежать возможных
осложнений аллергологического обследования
и специфической иммунизации. В этих случаях
РТ действует более надежно, чем прием проти-
воаллергических лекарственных средств.
При наличии показаний и отсутствии проти-
вопоказаний врач кабинета РТ назначает паци-
енту курсовое лечение, при этом он планирует
частоту лечебных сеансов, длительность курса
лечения исходя из анализа истории болезни па-
циента (анамнеза, данных предварительного об-
следования); методы РТ и характер воздействия
врач выбирает на основании данных клиниче-
ского осмотра, экспресс-диагностики, возраст-
ных и психологических особенностей пациента,
тактических и стратегических целей лечения.
Вторичная профилактика (превентивное ле-
чение) предусматривает проведение процедур
РТ с целью предупреждения рецидивов и се-
зонных обострений имеющегося заболевания.
Целям превентивного лечения и реабилитации
служит проводимое на протяжении опреде-
ленного времени диспансерное наблюдение,
которое предусматривает проведение система-
тических осмотров и повторных лечебно-про-
филактических курсов РТ. Характер патологии,
эффективность проводимого лечения, цели
и задачи вторичной профилактики определя-
ют необходимое количество лечебных курсов
и продолжительность диспансерного наблюде-
ния за пациентом.
Сегодня руководителями здравоохранения
снова взят курс на всеобщую диспансеризацию
детского населения; в настоящее время для де-
тей и подростков продолжает действовать фор-
мирование по итогам диспансерного обследова-
ния групп диспансерного учета, разработанных
ранее. Это позволяет врачу-рефлексотерапевту