Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  27 / 68 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 27 / 68 Next Page
Page Background

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

№ 2 (2) 2012

27

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

У-Син (Теория Пяти Элементов)

Еще один вопрос неминуемо возникнет:

а где же теория У-Син (теория Пяти Элементов)

второй обязательный элемент в книгах о китай-

ской медицине?

В китайской медицине сначала выделили

пять так называемых

плотных

органов: Печень,

Сердце, Селезенка, Почки, Легкие. А также пять

полых

органов: Желчный пузырь, Тонкую киш-

ку, Желудок, Толстую кишку иМочевой пузырь.

Следует пояснить, почему названия органов на-

писаны с большой буквы. В ТКМ под термином

«орган» имеется в виду не только конкретный

орган, а целая структурно-функциональная си-

стема, отнесенная к этому органу. Например,

к Сердцу относятся не только непосредственно

сердце и система кровообращения, но и эмоции

человека, язык и др. [1, 2].

Теория У-Син (пять элементов, пять фаз,

пять движений) была предложена той же фило-

софской школой, которая ввела понятия Инь

и Ян, для объяснения взаимодействия вну-

тренних органов. Популярность теории У-Син

то возрастала, то падала, и ей свойственно

множество противоречий, ограничивающих ее

использование в медицине. С момента ее по-

явления она постоянно подвергалась критике,

а в современном Китае она вообще признана

ненаучной [3].

Попытка подменить реальное взаимодей-

ствие внутренних органов на физиологическом

уровне абстрактной схемой взаимодействия ор-

ганов по порождающим и угнетающим связям

закономерно пришла к своему логическому за-

вершению, а ее изучение может быть интересно

лишь в историческом плане.

В подтверждение сказанного обратимся

к японскому опыту. В Японию китайская меди-

цина пришла примерно в седьмом веке, а в про-

цессе адаптации к национальным и культурным

традициям она была преобразована в традици-

онную японскую медицину КАМПО, что в пе-

реводе означает «Путь Хань» — китайский путь

[4]. В результате критического переосмысления

теории китайской медицины японцы еще тог-

да отказались от применения теорий Инь — Ян

и У-Син, посчитав их не соответствующими

действительности. В рационализме и здравом

смысле японцам не откажешь, стоит прислу-

шаться и к их мнению.

Причины болезней

Что такое болезнь, и почему человек болеет,

в чем причина? Вопрос актуален и сейчас, а тог-

да тем более. Здоровый человек находится в со-

стоянии гармонии и баланса, как с окружающей

средой, так и внутренней гармонии всех орга-

нов. Здоровый человек активен, полон желаний

и планов, глаза «горят», нет ощущения тела, оно

является лишь инструментом исполнения жела-

ний, нет симптомов и признаков дисгармонии.

Когда все органы человека находятся в состоя-

нии баланса, он здоров, а появление симптомов

и признаков свидетельствует о нарушении этого

баланса, а это и есть болезнь с точки зрения ки-

тайской медицины.

Таблица 1.

Двадцать одно патологическое состояние дифференциальной диагностики

ВОСЕМЬ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ КРИТЕРИЕВ

Холод

Жар

Внутреннее

Наружное

Недостаток

Избыток

Инь

Ян

ПАТАЛОГИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ЦИ, КРОВИ и ЖИДКОСТЕЙ ТЕЛА

ЦИ

КРОВЬ

ЖИДКОСТИ ТЕЛА

Недостаток

Недостаток

Сухость

Застой

Застой

Сырость

Противоток

Жар

Флегма

ПАТАЛОГИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ШЭНЬ И ЦЗИН

ЭССЕНЦИЯ (ЦЗИН)

РАЗУМ (ШЭНЬ)

Недостаток

Беспокойство от Недостатка

(Недостаток Крови или Инь Сердца)

Утечка

Беспокойство от Избытка

(Жар Сердца)