ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
№ 2 (2) 2012
27
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
У-Син (Теория Пяти Элементов)
Еще один вопрос неминуемо возникнет:
а где же теория У-Син (теория Пяти Элементов)
второй обязательный элемент в книгах о китай-
ской медицине?
В китайской медицине сначала выделили
пять так называемых
плотных
органов: Печень,
Сердце, Селезенка, Почки, Легкие. А также пять
полых
органов: Желчный пузырь, Тонкую киш-
ку, Желудок, Толстую кишку иМочевой пузырь.
Следует пояснить, почему названия органов на-
писаны с большой буквы. В ТКМ под термином
«орган» имеется в виду не только конкретный
орган, а целая структурно-функциональная си-
стема, отнесенная к этому органу. Например,
к Сердцу относятся не только непосредственно
сердце и система кровообращения, но и эмоции
человека, язык и др. [1, 2].
Теория У-Син (пять элементов, пять фаз,
пять движений) была предложена той же фило-
софской школой, которая ввела понятия Инь
и Ян, для объяснения взаимодействия вну-
тренних органов. Популярность теории У-Син
то возрастала, то падала, и ей свойственно
множество противоречий, ограничивающих ее
использование в медицине. С момента ее по-
явления она постоянно подвергалась критике,
а в современном Китае она вообще признана
ненаучной [3].
Попытка подменить реальное взаимодей-
ствие внутренних органов на физиологическом
уровне абстрактной схемой взаимодействия ор-
ганов по порождающим и угнетающим связям
закономерно пришла к своему логическому за-
вершению, а ее изучение может быть интересно
лишь в историческом плане.
В подтверждение сказанного обратимся
к японскому опыту. В Японию китайская меди-
цина пришла примерно в седьмом веке, а в про-
цессе адаптации к национальным и культурным
традициям она была преобразована в традици-
онную японскую медицину КАМПО, что в пе-
реводе означает «Путь Хань» — китайский путь
[4]. В результате критического переосмысления
теории китайской медицины японцы еще тог-
да отказались от применения теорий Инь — Ян
и У-Син, посчитав их не соответствующими
действительности. В рационализме и здравом
смысле японцам не откажешь, стоит прислу-
шаться и к их мнению.
Причины болезней
Что такое болезнь, и почему человек болеет,
в чем причина? Вопрос актуален и сейчас, а тог-
да тем более. Здоровый человек находится в со-
стоянии гармонии и баланса, как с окружающей
средой, так и внутренней гармонии всех орга-
нов. Здоровый человек активен, полон желаний
и планов, глаза «горят», нет ощущения тела, оно
является лишь инструментом исполнения жела-
ний, нет симптомов и признаков дисгармонии.
Когда все органы человека находятся в состоя-
нии баланса, он здоров, а появление симптомов
и признаков свидетельствует о нарушении этого
баланса, а это и есть болезнь с точки зрения ки-
тайской медицины.
Таблица 1.
Двадцать одно патологическое состояние дифференциальной диагностики
ВОСЕМЬ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ КРИТЕРИЕВ
Холод
Жар
Внутреннее
Наружное
Недостаток
Избыток
Инь
Ян
ПАТАЛОГИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ЦИ, КРОВИ и ЖИДКОСТЕЙ ТЕЛА
ЦИ
КРОВЬ
ЖИДКОСТИ ТЕЛА
Недостаток
Недостаток
Сухость
Застой
Застой
Сырость
Противоток
Жар
Флегма
ПАТАЛОГИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ШЭНЬ И ЦЗИН
ЭССЕНЦИЯ (ЦЗИН)
РАЗУМ (ШЭНЬ)
Недостаток
Беспокойство от Недостатка
(Недостаток Крови или Инь Сердца)
Утечка
Беспокойство от Избытка
(Жар Сердца)