Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  24 / 68 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 24 / 68 Next Page
Page Background

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

№ 2 (2) 2012

24

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

Введение

Настоящая статья не является попыткой пе-

ресмотра базовых основ теории традиционной

китайской медицины (ТКМ). Это лишь попыт-

ка критически переосмыслить представления

о теории китайской медицины с учетом ее фено-

менологической сущности, так как теория ТКМ

была сформулирована на основе наблюдаемых

и ощущаемых событий, без понимания сущно-

сти процессов, происходящих на более глубо-

ком уровне, недоступных для изучения и пони-

мания в то время.

Существующее мнение, достаточно широко

распространенное в среде западных специали-

стов, уже использующих методы ТКМ, о пере-

даче знаний китайской медицины от другой

высокоразвитой цивилизации космического

или земного происхождения или по аналогии

с передачей духовных знаний непосредственно

от Создателя не выдерживает критики и не под-

держивается самими носителями этой традиции

в Китае. Это мнение основано на неточностях

и искажениях теории ТКМ при переводе и по-

следующей ее интерпретации.

Языковый барьер, культурные различия За-

пада и Востока, образование и особенности

восприятия авторов переводов привели к иска-

жению теории китайской медицины, утрате ее

целостности и акценту на более простые, фило-

софски ориентированные аспекты ТКМ. Совре-

менные китайские учебники и близкие к ним

по структуре англоязычные книги по ТКМ, на-

пример, «Основы китайской медицины» Джо-

ванни Мачоча, практически свободны от налета

сакральности и мистификаций, свойственного

первым переводам трудов по теории китайской

медицины. В основном, они сфокусированы

на эмпирическом опыте и традиционной диф-

ференциальной диагностике, практикуемой

в настоящее время в Китае.

Отношение к китайской медицине в среде

западных специалистов явно неоднозначное:

от полного отрицания до необоснованного пре-

увеличения ее возможностей. Эти крайние точ-

ки зрения обусловлены отсутствием понимания

западными специалистами сущности и основ

китайской медицины, а также тем, что совре-

менное естествознание давно переросло натур-

философские основы ТКМ, которые не под-

тверждаются современными научными данны-

ми и, естественно, отвергаются специалистами.

Часто приходится слышать от западных спе-

циалистов, что понять китайскую медицину

можно только, если ты родился в Китае, и ни-

когда китайцы не откроют нам секреты китай-

ской медицины. Позвольте не согласиться с эти-

ми утверждениями. Не надо искать секреты там,

где их нет. Главная тайна китайской медицины

заключается в традиционной дифференциаль-

ной диагностике: в сочетании удивительной

простоты ее базовой теории и огромного опыта

систематических наблюдений, анализа симпто-

мов и признаков заболеваний, а также действия

трав и иглотерапии на состояние внутренних

органов и организма в целом [1].

Базовые принципы оценки

состояния организма

Несколько тысяч лет назад китайцы не рас-

полагали ни фундаментальными теоретически-

ми знаниями, ни измерительным оборудовани-

ем и могли полагаться только на свою наблюда-

тельность и собственные ощущения. Попробу-

ем реконструировать процесс создания базовых

основ китайской медицины.

В те давние времена, да еще и зимой, было

непросто добыть что-нибудь для пропитания,

и чувство голода, и ощущение Холода часто пре-

следовали древних китайцев. Чувство голода

связано с ощущением Пустоты (Недостатка),

а насытившись, человек получал удовольствие

от ощущения Полноты (Избытка) и растека-

ющегося по всему телу ощущению Жара. Эти

ощущения —Внутренние, а зимний холод и теп-

ло, исходящее от костра, на котором он готовил

пищу, — ощущение Наружное. Или по-другому:

мудрый китаец, сидя на горе, наблюдая за сме-

ной дня и ночи, прислушивался к собственным

ощущениям. Ночью — луна и ощущение Хо-

лода, днем — солнце и ощущение Жара, про-

голодался — ощущение пустоты (Недостаток),

переел — ощущение полноты (Избыток). То,

что происходит внутри, — ощущение Внутрен-

нее, а то, что снаружи, — ощущение Наружное.

Таким образом, мы получили шесть базовых

диагностических критериев китайской медици-

ны, используемых для оценки состояния орга-

низма и его отдельных органов. Было бы логич-

но добавить к этому списку ощущения Сухости

и Сырости, но основатели китайской медицины

отнесли эти два понятия к определению состоя-

ния Жидкостей Тела (см. ниже).

Три жизненные субстанции —

Ци, Кровь и Жидкости тела

Жизнь в те времена была опасная, и человек

часто видел красную субстанцию, вытекаю-