ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
№ 2 (2) 2012
24
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
Введение
Настоящая статья не является попыткой пе-
ресмотра базовых основ теории традиционной
китайской медицины (ТКМ). Это лишь попыт-
ка критически переосмыслить представления
о теории китайской медицины с учетом ее фено-
менологической сущности, так как теория ТКМ
была сформулирована на основе наблюдаемых
и ощущаемых событий, без понимания сущно-
сти процессов, происходящих на более глубо-
ком уровне, недоступных для изучения и пони-
мания в то время.
Существующее мнение, достаточно широко
распространенное в среде западных специали-
стов, уже использующих методы ТКМ, о пере-
даче знаний китайской медицины от другой
высокоразвитой цивилизации космического
или земного происхождения или по аналогии
с передачей духовных знаний непосредственно
от Создателя не выдерживает критики и не под-
держивается самими носителями этой традиции
в Китае. Это мнение основано на неточностях
и искажениях теории ТКМ при переводе и по-
следующей ее интерпретации.
Языковый барьер, культурные различия За-
пада и Востока, образование и особенности
восприятия авторов переводов привели к иска-
жению теории китайской медицины, утрате ее
целостности и акценту на более простые, фило-
софски ориентированные аспекты ТКМ. Совре-
менные китайские учебники и близкие к ним
по структуре англоязычные книги по ТКМ, на-
пример, «Основы китайской медицины» Джо-
ванни Мачоча, практически свободны от налета
сакральности и мистификаций, свойственного
первым переводам трудов по теории китайской
медицины. В основном, они сфокусированы
на эмпирическом опыте и традиционной диф-
ференциальной диагностике, практикуемой
в настоящее время в Китае.
Отношение к китайской медицине в среде
западных специалистов явно неоднозначное:
от полного отрицания до необоснованного пре-
увеличения ее возможностей. Эти крайние точ-
ки зрения обусловлены отсутствием понимания
западными специалистами сущности и основ
китайской медицины, а также тем, что совре-
менное естествознание давно переросло натур-
философские основы ТКМ, которые не под-
тверждаются современными научными данны-
ми и, естественно, отвергаются специалистами.
Часто приходится слышать от западных спе-
циалистов, что понять китайскую медицину
можно только, если ты родился в Китае, и ни-
когда китайцы не откроют нам секреты китай-
ской медицины. Позвольте не согласиться с эти-
ми утверждениями. Не надо искать секреты там,
где их нет. Главная тайна китайской медицины
заключается в традиционной дифференциаль-
ной диагностике: в сочетании удивительной
простоты ее базовой теории и огромного опыта
систематических наблюдений, анализа симпто-
мов и признаков заболеваний, а также действия
трав и иглотерапии на состояние внутренних
органов и организма в целом [1].
Базовые принципы оценки
состояния организма
Несколько тысяч лет назад китайцы не рас-
полагали ни фундаментальными теоретически-
ми знаниями, ни измерительным оборудовани-
ем и могли полагаться только на свою наблюда-
тельность и собственные ощущения. Попробу-
ем реконструировать процесс создания базовых
основ китайской медицины.
В те давние времена, да еще и зимой, было
непросто добыть что-нибудь для пропитания,
и чувство голода, и ощущение Холода часто пре-
следовали древних китайцев. Чувство голода
связано с ощущением Пустоты (Недостатка),
а насытившись, человек получал удовольствие
от ощущения Полноты (Избытка) и растека-
ющегося по всему телу ощущению Жара. Эти
ощущения —Внутренние, а зимний холод и теп-
ло, исходящее от костра, на котором он готовил
пищу, — ощущение Наружное. Или по-другому:
мудрый китаец, сидя на горе, наблюдая за сме-
ной дня и ночи, прислушивался к собственным
ощущениям. Ночью — луна и ощущение Хо-
лода, днем — солнце и ощущение Жара, про-
голодался — ощущение пустоты (Недостаток),
переел — ощущение полноты (Избыток). То,
что происходит внутри, — ощущение Внутрен-
нее, а то, что снаружи, — ощущение Наружное.
Таким образом, мы получили шесть базовых
диагностических критериев китайской медици-
ны, используемых для оценки состояния орга-
низма и его отдельных органов. Было бы логич-
но добавить к этому списку ощущения Сухости
и Сырости, но основатели китайской медицины
отнесли эти два понятия к определению состоя-
ния Жидкостей Тела (см. ниже).
Три жизненные субстанции —
Ци, Кровь и Жидкости тела
Жизнь в те времена была опасная, и человек
часто видел красную субстанцию, вытекаю-