ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
№ 2 (2) 2012
26
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
Жидкости тела
Патологические состояния Жидкости тела —
это состояния Сухости, Сырости и Флегмы.
Состояние Сухости
(
Недостаток Жидкостей
тела
) характеризуется сухостью кожи, сухостью
во рту, носу, сухостью губ, сухим кашлем, сухим
языком, скудным количеством мочи, сухим сту-
лом.
Состояние Сырости
или Отеки. С точки зре-
ния китайской медицины отеки вызываются
переходом жидкостей из их нормальных путей
в пространство между кожей и мышцами.
Состояние Флегмы
— это проявление застоя
Сырости. Характеризуется отечным языком
с липким или влажным налетом, чувством стес-
нения в груди, откашливанием мокроты, ощу-
щением тяжести. Флегма — это густая, мутная
сырость, основа зарождения уплотнений и об-
разований в тканях.
Эссенция Почек (Цзин)
Патологические состояния Эссенции Почек
(Цзин) – это состояния Недостатка и Утечки.
Состояние Недостатка
Эссенции
Почек ха-
рактеризуется недостатком сексуальной актив-
ности, ранней сединой и выпадением волос,
слабостью в коленях.
Состояние Утечки
Эссенции
характеризуется
истечением семени (сперматореей), маточными
кровотечениями.
Разум (Шэнь)
Разум (Шэнь) может быть в состоянии Бес-
покойства от Недостатка или Избытка. Вмести-
лищем Разума в китайской медицине считается
Сердце, поэтому патология Разума будет прояв-
ляться в патологии Сердца.
Беспокойство Разума от Недостатка
харак-
теризуется тревожностью, беспокойным сном,
сердцебиением, плохой памятью, пугливостью.
Беспокойство Разума от Избытка
характе-
ризуется возбуждением, беспокойством, бес-
сонницей, жаром, жаждой, красным кончиком
языка [1].
Инь и Ян
Эти два слова знают все, и в любой книге
о китайской медицине о них говорят как об ос-
новном законе мироздания.
Но эти два слова — всего лишь философские
понятия, категории, используемые для рассужде-
ний о дуальных (противоположенных, взаимос-
вязанных и взаимозависимых) явлениях, были
введены в обиход примерно в шестом веке до на-
шей эры филосовской школой Инь-Ян. Можно
также сказать, что закон Инь — Ян является ки-
тайским вариантом закона о единстве и борьбе
противоположностей в западной культуре.
На интуитивном (медитативном) уровне
все дуальные явления могут быть рассмотрены
с точки зрения Инь и Ян. Тогда Холод, Пустота,
Внутреннее — это категории Инь, а Жар, Пол-
нота, Наружное — это категории Ян. Для других
явлений эти примеры можно продолжать бес-
конечно: ночь (Инь) — день (Ян), низ (Инь) —
верх (Ян) и т. д.
В китайской медицине понятию Инь соот-
ветствуют структура и ткани органов, т. е. Кровь,
Жидкости тела иЦзин, а понятиюЯн—функция
органов, т. е. Шэнь, Ци и Жизненная функция.
В чем удобство применения этих двух категорий
в медицине? Когда мы говорим о здоровом, гар-
моничном, сбалансированном органе, мы име-
ем в виду соответствие структуры и тканей ор-
гана его функциям, т. е. говорим о балансе Инь
и Ян органа. С другой стороныИнь — это Кровь,
Жидкости и Цзин органа, а Ян — это Шэнь, Ци
и способность органа выполнять работу, согре-
вать (Жизненная функция), значит, в состоянии
баланса достаточно Крови, Жидкостей и Цзин,
а также Шэнь, Ци и Жизненной функции. Дис-
баланс, или болезнь, характеризуется недостат-
ком или избытком Инь и/или Ян. Таким обра-
зом, с помощью всего лишь двух абстрактных
понятий Инь и Ян можно передать различные
состояния органа (организма). Всего выделяют
семь состояний: баланс Инь и Ян, недостаток
Инь (Пустой Жар) и избыток Инь (Полный Хо-
лод), недостаток Ян (Пустой Холод) и избыток
Ян (ПолныйЖар), недостаток Инь и Ян (Пусто-
та), избыток Инь и Ян (Полнота) [1].
Итак, подведем итоги. Шесть основных эле-
ментарных ощущений (состояний), это пары
Холод —Жар, Недостаток —Избыток, Внутрен-
нее —Наружное, дополненные парой Инь и Ян,
составляют восемь классических универсальных
базовых критериев диагностики в теории китай-
ской медицины.
Если дополнить этот список состояниями
трехЖизненных субстанций—этоЦи (Недоста-
ток, Застой, Противоток), Кровь (Недостаток,
Застой, Жар) и Жидкости тела (Сухость, Сы-
рость, Флегма) — всего девять состояний, а так-
же состояниями Шэнь — Разума (Беспокойство
от Недостатка или от Избытка) и Цзин — Эс-
сенции (Недостаток или Утечка), мы получим
инструмент дифференциальной диагностики —
конструктор из двадцати одного
«кубика»
, кото-
рый позволяет описать нарушение баланса лю-
бого органа или организма в целом, а также спо-
собы коррекции каждого состояния (таблица 1).