Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  26 / 68 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 26 / 68 Next Page
Page Background

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

№ 2 (2) 2012

26

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

Жидкости тела

Патологические состояния Жидкости тела —

это состояния Сухости, Сырости и Флегмы.

Состояние Сухости

(

Недостаток Жидкостей

тела

) характеризуется сухостью кожи, сухостью

во рту, носу, сухостью губ, сухим кашлем, сухим

языком, скудным количеством мочи, сухим сту-

лом.

Состояние Сырости

или Отеки. С точки зре-

ния китайской медицины отеки вызываются

переходом жидкостей из их нормальных путей

в пространство между кожей и мышцами.

Состояние Флегмы

— это проявление застоя

Сырости. Характеризуется отечным языком

с липким или влажным налетом, чувством стес-

нения в груди, откашливанием мокроты, ощу-

щением тяжести. Флегма — это густая, мутная

сырость, основа зарождения уплотнений и об-

разований в тканях.

Эссенция Почек (Цзин)

Патологические состояния Эссенции Почек

(Цзин) – это состояния Недостатка и Утечки.

Состояние Недостатка

Эссенции

Почек ха-

рактеризуется недостатком сексуальной актив-

ности, ранней сединой и выпадением волос,

слабостью в коленях.

Состояние Утечки

Эссенции

характеризуется

истечением семени (сперматореей), маточными

кровотечениями.

Разум (Шэнь)

Разум (Шэнь) может быть в состоянии Бес-

покойства от Недостатка или Избытка. Вмести-

лищем Разума в китайской медицине считается

Сердце, поэтому патология Разума будет прояв-

ляться в патологии Сердца.

Беспокойство Разума от Недостатка

харак-

теризуется тревожностью, беспокойным сном,

сердцебиением, плохой памятью, пугливостью.

Беспокойство Разума от Избытка

характе-

ризуется возбуждением, беспокойством, бес-

сонницей, жаром, жаждой, красным кончиком

языка [1].

Инь и Ян

Эти два слова знают все, и в любой книге

о китайской медицине о них говорят как об ос-

новном законе мироздания.

Но эти два слова — всего лишь философские

понятия, категории, используемые для рассужде-

ний о дуальных (противоположенных, взаимос-

вязанных и взаимозависимых) явлениях, были

введены в обиход примерно в шестом веке до на-

шей эры филосовской школой Инь-Ян. Можно

также сказать, что закон Инь — Ян является ки-

тайским вариантом закона о единстве и борьбе

противоположностей в западной культуре.

На интуитивном (медитативном) уровне

все дуальные явления могут быть рассмотрены

с точки зрения Инь и Ян. Тогда Холод, Пустота,

Внутреннее — это категории Инь, а Жар, Пол-

нота, Наружное — это категории Ян. Для других

явлений эти примеры можно продолжать бес-

конечно: ночь (Инь) — день (Ян), низ (Инь) —

верх (Ян) и т. д.

В китайской медицине понятию Инь соот-

ветствуют структура и ткани органов, т. е. Кровь,

Жидкости тела иЦзин, а понятиюЯн—функция

органов, т. е. Шэнь, Ци и Жизненная функция.

В чем удобство применения этих двух категорий

в медицине? Когда мы говорим о здоровом, гар-

моничном, сбалансированном органе, мы име-

ем в виду соответствие структуры и тканей ор-

гана его функциям, т. е. говорим о балансе Инь

и Ян органа. С другой стороныИнь — это Кровь,

Жидкости и Цзин органа, а Ян — это Шэнь, Ци

и способность органа выполнять работу, согре-

вать (Жизненная функция), значит, в состоянии

баланса достаточно Крови, Жидкостей и Цзин,

а также Шэнь, Ци и Жизненной функции. Дис-

баланс, или болезнь, характеризуется недостат-

ком или избытком Инь и/или Ян. Таким обра-

зом, с помощью всего лишь двух абстрактных

понятий Инь и Ян можно передать различные

состояния органа (организма). Всего выделяют

семь состояний: баланс Инь и Ян, недостаток

Инь (Пустой Жар) и избыток Инь (Полный Хо-

лод), недостаток Ян (Пустой Холод) и избыток

Ян (ПолныйЖар), недостаток Инь и Ян (Пусто-

та), избыток Инь и Ян (Полнота) [1].

Итак, подведем итоги. Шесть основных эле-

ментарных ощущений (состояний), это пары

Холод —Жар, Недостаток —Избыток, Внутрен-

нее —Наружное, дополненные парой Инь и Ян,

составляют восемь классических универсальных

базовых критериев диагностики в теории китай-

ской медицины.

Если дополнить этот список состояниями

трехЖизненных субстанций—этоЦи (Недоста-

ток, Застой, Противоток), Кровь (Недостаток,

Застой, Жар) и Жидкости тела (Сухость, Сы-

рость, Флегма) — всего девять состояний, а так-

же состояниями Шэнь — Разума (Беспокойство

от Недостатка или от Избытка) и Цзин — Эс-

сенции (Недостаток или Утечка), мы получим

инструмент дифференциальной диагностики —

конструктор из двадцати одного

«кубика»

, кото-

рый позволяет описать нарушение баланса лю-

бого органа или организма в целом, а также спо-

собы коррекции каждого состояния (таблица 1).