ПЕРЕВОДЫ И РЕФЕРАТЫ
28
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 1 (27) 2019
духа, «печальную работу» рассматривают как за-
данную душевную концепцию: прощание и ос-
вобождение от полюбившегося и достигнутого.
К тому же соответствующее время года – осень
обещает зрелость, собирание плодов, а также
постепенное увядание и умирание. Дело идет
к концу, но с высоты всего цикла становится
ясно, что предстоит не окончательное заверше-
ние, а достижение цели, т. к. конечный момент
содержится в истине поворотного момента. Ис-
ходя из своей соматопсихической модели тео-
рия АП гарантирует энергию, соответствующую
каждому периоду времени, а невыплаканные
слезы в крайнем случае приведут к неизбежно-
му катарсису. Во всем есть элемент фазности,
точно как в дыхании с его «двоякой милостью»
(В. Гете).
В контексте общего процесса причину болез-
ни не всегда можно считать следствием предше-
ствующей погрешности, но ее можно объяснить
целенаправленно выявленным определенным
отклонением чаще всего психического харак-
тера. Paracelsus говорил о «созревании» в здоро-
вье и болезни; C.G. Jung – о частом «разворо-
те» – внезапных колебаниях в середине жизни
от экстремальной экстравертированности к ин-
троверсии и – наоборот. Описанный Jung»ом
индивидуальный цикл созвучен сменяемости
психического содержания в цикле пяти фаз пре-
вращения.
Сознательность – духовное измерение.
Пример ФК сердце\тонкая кишка помогает
понять, что с психосоматикой резонирует ду-
ховное измерение, только оно делает образ че-
ловека совершенным, а холистический взгляд
позволяет оценить его по достоинству. С физи-
чески-энергетической точки зрения, ФК серд-
це\тонкая кишка включен в цикл пяти элемен-
тов как полноправный участник. Однако тради-
ционная теория указывает на особенность пси-
хического соответствия сердца: если для осталь-
ных четырех ФК даны негармоничные типы по-
ведения (страх, ярость, размышление, печаль),
то сердцу приписывают единственный, напол-
ненный гармонией, – радость. Даже время года,
относящееся к сердцу, – лето с его теплом обе-
щает кульминацию. Исходя из этого, некоторые
традиционные источники присуждают сердцу
качество «шэнь», что означает дух, более высо-
кую сознательность. Таким образом, истинной
моделью психического пятизначия пяти эле-
ментов является четыре – плюс – один. Этот же
вывод мы находим в теории пяти сущностей
Paracelsus, который рядом с четырьмя «светски-
ми» сущностными сферами ставил пятую – «Ens
Dei». Модель четырех темпераментов Гиппо-
крата точно также дополнена «Quinta Essentia».
Наконец, C.G. Jung добавил к своим четырем
психическим основным функциям в качестве
дополнения «Coniunctio». На основании соот-
ветствия можно было бы говорить почти о «со-
вместимости» перечисленных выше систем.
Общий культуральный взгляд позволяет сделать
вывод о том, что вне ТКМ и АП модель пяти
элементов тоже имеет значение. Выработанные
параллели вместе с их интерпретацией могли бы
дать в руки современной психосоматики доселе
неизвестные прямые соматические выходы.
Таким образом, предлагается «недостающее
звено» («missing link») для всего понимания фи-
зически – душевно – духовных взаимосвязей
и взаимодействий, необходимого для образа че-
ловека, объединяющего традиционные и совре-
менные данные как опыт различных культур.
Референт: Татьяна Григорьевна Тихонова.
tg_tihonova@mail.ru