Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  28 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 28 / 64 Next Page
Page Background

ПЕРЕВОДЫ И РЕФЕРАТЫ

28

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 1 (27) 2019

духа, «печальную работу» рассматривают как за-

данную душевную концепцию: прощание и ос-

вобождение от полюбившегося и достигнутого.

К тому же соответствующее время года – осень

обещает зрелость, собирание плодов, а также

постепенное увядание и умирание. Дело идет

к концу, но с высоты всего цикла становится

ясно, что предстоит не окончательное заверше-

ние, а достижение цели, т. к. конечный момент

содержится в истине поворотного момента. Ис-

ходя из своей соматопсихической модели тео-

рия АП гарантирует энергию, соответствующую

каждому периоду времени, а невыплаканные

слезы в крайнем случае приведут к неизбежно-

му катарсису. Во всем есть элемент фазности,

точно как в дыхании с его «двоякой милостью»

(В. Гете).

В контексте общего процесса причину болез-

ни не всегда можно считать следствием предше-

ствующей погрешности, но ее можно объяснить

целенаправленно выявленным определенным

отклонением чаще всего психического харак-

тера. Paracelsus говорил о «созревании» в здоро-

вье и болезни; C.G. Jung – о частом «разворо-

те» – внезапных колебаниях в середине жизни

от экстремальной экстравертированности к ин-

троверсии и – наоборот. Описанный Jung»ом

индивидуальный цикл созвучен сменяемости

психического содержания в цикле пяти фаз пре-

вращения.

Сознательность – духовное измерение.

Пример ФК сердце\тонкая кишка помогает

понять, что с психосоматикой резонирует ду-

ховное измерение, только оно делает образ че-

ловека совершенным, а холистический взгляд

позволяет оценить его по достоинству. С физи-

чески-энергетической точки зрения, ФК серд-

це\тонкая кишка включен в цикл пяти элемен-

тов как полноправный участник. Однако тради-

ционная теория указывает на особенность пси-

хического соответствия сердца: если для осталь-

ных четырех ФК даны негармоничные типы по-

ведения (страх, ярость, размышление, печаль),

то сердцу приписывают единственный, напол-

ненный гармонией, – радость. Даже время года,

относящееся к сердцу, – лето с его теплом обе-

щает кульминацию. Исходя из этого, некоторые

традиционные источники присуждают сердцу

качество «шэнь», что означает дух, более высо-

кую сознательность. Таким образом, истинной

моделью психического пятизначия пяти эле-

ментов является четыре – плюс – один. Этот же

вывод мы находим в теории пяти сущностей

Paracelsus, который рядом с четырьмя «светски-

ми» сущностными сферами ставил пятую – «Ens

Dei». Модель четырех темпераментов Гиппо-

крата точно также дополнена «Quinta Essentia».

Наконец, C.G. Jung добавил к своим четырем

психическим основным функциям в качестве

дополнения «Coniunctio». На основании соот-

ветствия можно было бы говорить почти о «со-

вместимости» перечисленных выше систем.

Общий культуральный взгляд позволяет сделать

вывод о том, что вне ТКМ и АП модель пяти

элементов тоже имеет значение. Выработанные

параллели вместе с их интерпретацией могли бы

дать в руки современной психосоматики доселе

неизвестные прямые соматические выходы.

Таким образом, предлагается «недостающее

звено» («missing link») для всего понимания фи-

зически – душевно – духовных взаимосвязей

и взаимодействий, необходимого для образа че-

ловека, объединяющего традиционные и совре-

менные данные как опыт различных культур.

Референт: Татьяна Григорьевна Тихонова.

tg_tihonova@mail.ru