ПЕРЕВОДЫ И РЕФЕРАТЫ
26
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 1 (27) 2019
нию, исцеление. В то же время модель пяти фаз
превращения могла бы послужить открытию
глубоких тайн ауторегуляции, поскольку в ито-
ге мы рассматриваем связанные друг с другом,
взаимообусловленные и взаимодействующие
функции, как это происходит в современной
научной теории.
Какие особые условия способствуют взаим-
ной организации множества функций и модаль-
ностей пяти фаз превращения?
Холистический путь познания в ТКМ вклю-
чает следующие критерии.
1) На основании общей или сходной
фено-
менологической принадлежности
безошибочно
выявляются параллели и сродства акаузальной
природы. В теории пяти элементов для каждой
соматической сферы провозглашаются и не-
двусмысленно характеризуются соответствую-
щие психические свойства. Общность, которая
покоится на феноменологическом соответ-
ствии, сложилась как всеохватывающая система
и сделала возможным целостный подход.
2)
Связь и взаимодействие между аналогичны-
ми сферами
. Если феноменологическое касается
скорее внешнего восприятия, аналогии внутри
системы с ее сетью взаимопроникающих, ком-
пенсирующих взаимодействий приводят к вза-
имному компромиссу прежде всего между со-
мой и душой.
3)
Полярности
действуют как внутри отдель-
ных элементов, так и между ними. В известной
степени это первично для соматического –
по традиционной теории, в каждом элементе
выражена принадлежность меридианов к инь-
или ян- связям. В равной степени это должно
иметь место и в психическом.
4)
Цикличность и фазность
. Цикличность
указывает каждому из пяти элементов свое ме-
сто в веренице времени, исходя из смены времен
года. Здесь окончательно высвечивается харак-
тер элемента как фазы превращения, в котором
отражается особенность процессов становления
психического сознания.
5)
Сознательность – духовное измерение
. Эта
вторгшаяся величина, которая превосходит
психосоматическое, обнаруживается в особом
положении одной из пяти сфер – функциональ-
ного круга (ФК) сердца, связанного с элементом
«огонь» и психическим качеством (эмоцией)
«радость». Здесь теория пяти элементов переки-
дывает мост к соответствующей модели запад-
ной медицинской традиции и подтверждает ее.
С современной точки зрения, сущность пяти
элементов – пяти фаз превращения – можно ис-
толковать как пять соматопсихических регули-
рующих ФК организма.
Демонстрация критериев
на примере наиболее
соответствующих им ФК
Для демонстрации феноменологического
подхода наиболее подходит ФК почки\мочевой
пузырь и одноименные меридианы с отнесен-
ными к ним урогенитальными органами и функ-
циями. Уже внешний вид меридиана мочевого
пузыря может служить «функциональным шиф-
ром», т. к. он отражает основной принцип всего
ФК регуляции. Очевидно, что самый длинный
среди всех, меридиан мочевого пузыря, словно
оболочка, покрывает все тело: начинаясь от глаз,
охватывая голову, далее – проходя с обеих сто-
рон позвоночника и как бы «покрывая» всю
спину, двигаясь вдоль нижних конечностей, он,
наконец, достигает опорной поверхности – по-
дошвы. Защита спины означает надежность,
обеспеченную твердостью и стойкостью позво-
ночника. Это феноменологическое содержание
подтверждают все другие принадлежности ФК
почки\мочевой пузырь: скелет и кости – по-
мост с его стойкостью и стабильностью, с под-
держивающей защитой черепа и таза; функции
половой сферы – поддержание вида; механиз-
мы самосохранения и преодоления стресса,
включая выделение надпочечниками адрена-
лина и т. п. Кроме того, традиционная теория
связывает с этим ФК волю – волю к выживанию
как интенционально-движущую силу, а также
страх, испуг и шок как дефицит уверенности,
защищенности, безопасности. E. Kubler – Ross
утверждает, что существует только один «есте-
ственный» эндосоматический страх – тот, кото-
рый угрожает сзади; причем, человек тем более
подвержен страху, чем неожиданней угроза. Та-
кие окружающие человека «внешние модально-
сти», как холод, неподвижность, мороз и зима,
в приложении к нашему ФК сами собой вызы-
вают аналогию с фригидностью, импотенцией
и сексуальной ущербностью. Ранние детские
травмы – запугивание, угрозы, половое злоупо-
требление или шок и вообще опыт человеческой
жестокости могут оставить на всю жизнь ощу-
щение незащищенности, которое часто можно
определить уже по осанке пострадавшего: тако-
го рода переживания сродни вторжению холо-
да, который прямо «замораживает» тело. Здесь
мало помогает разговорная терапия, тело само
хочет высказаться и быть «понятым». Вызыва-
ют доверие невербально подаренное человече-
ское тепло, любящее обращение и сочувствие;
рекомендуются особые упражнения, которые
вырабатывают опыт физической защищенности