Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  26 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 26 / 64 Next Page
Page Background

ПЕРЕВОДЫ И РЕФЕРАТЫ

26

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 1 (27) 2019

нию, исцеление. В то же время модель пяти фаз

превращения могла бы послужить открытию

глубоких тайн ауторегуляции, поскольку в ито-

ге мы рассматриваем связанные друг с другом,

взаимообусловленные и взаимодействующие

функции, как это происходит в современной

научной теории.

Какие особые условия способствуют взаим-

ной организации множества функций и модаль-

ностей пяти фаз превращения?

Холистический путь познания в ТКМ вклю-

чает следующие критерии.

1) На основании общей или сходной

фено-

менологической принадлежности

безошибочно

выявляются параллели и сродства акаузальной

природы. В теории пяти элементов для каждой

соматической сферы провозглашаются и не-

двусмысленно характеризуются соответствую-

щие психические свойства. Общность, которая

покоится на феноменологическом соответ-

ствии, сложилась как всеохватывающая система

и сделала возможным целостный подход.

2)

Связь и взаимодействие между аналогичны-

ми сферами

. Если феноменологическое касается

скорее внешнего восприятия, аналогии внутри

системы с ее сетью взаимопроникающих, ком-

пенсирующих взаимодействий приводят к вза-

имному компромиссу прежде всего между со-

мой и душой.

3)

Полярности

действуют как внутри отдель-

ных элементов, так и между ними. В известной

степени это первично для соматического –

по традиционной теории, в каждом элементе

выражена принадлежность меридианов к инь-

или ян- связям. В равной степени это должно

иметь место и в психическом.

4)

Цикличность и фазность

. Цикличность

указывает каждому из пяти элементов свое ме-

сто в веренице времени, исходя из смены времен

года. Здесь окончательно высвечивается харак-

тер элемента как фазы превращения, в котором

отражается особенность процессов становления

психического сознания.

5)

Сознательность – духовное измерение

. Эта

вторгшаяся величина, которая превосходит

психосоматическое, обнаруживается в особом

положении одной из пяти сфер – функциональ-

ного круга (ФК) сердца, связанного с элементом

«огонь» и психическим качеством (эмоцией)

«радость». Здесь теория пяти элементов переки-

дывает мост к соответствующей модели запад-

ной медицинской традиции и подтверждает ее.

С современной точки зрения, сущность пяти

элементов – пяти фаз превращения – можно ис-

толковать как пять соматопсихических регули-

рующих ФК организма.

Демонстрация критериев

на примере наиболее

соответствующих им ФК

Для демонстрации феноменологического

подхода наиболее подходит ФК почки\мочевой

пузырь и одноименные меридианы с отнесен-

ными к ним урогенитальными органами и функ-

циями. Уже внешний вид меридиана мочевого

пузыря может служить «функциональным шиф-

ром», т. к. он отражает основной принцип всего

ФК регуляции. Очевидно, что самый длинный

среди всех, меридиан мочевого пузыря, словно

оболочка, покрывает все тело: начинаясь от глаз,

охватывая голову, далее – проходя с обеих сто-

рон позвоночника и как бы «покрывая» всю

спину, двигаясь вдоль нижних конечностей, он,

наконец, достигает опорной поверхности – по-

дошвы. Защита спины означает надежность,

обеспеченную твердостью и стойкостью позво-

ночника. Это феноменологическое содержание

подтверждают все другие принадлежности ФК

почки\мочевой пузырь: скелет и кости – по-

мост с его стойкостью и стабильностью, с под-

держивающей защитой черепа и таза; функции

половой сферы – поддержание вида; механиз-

мы самосохранения и преодоления стресса,

включая выделение надпочечниками адрена-

лина и т. п. Кроме того, традиционная теория

связывает с этим ФК волю – волю к выживанию

как интенционально-движущую силу, а также

страх, испуг и шок как дефицит уверенности,

защищенности, безопасности. E. Kubler – Ross

утверждает, что существует только один «есте-

ственный» эндосоматический страх – тот, кото-

рый угрожает сзади; причем, человек тем более

подвержен страху, чем неожиданней угроза. Та-

кие окружающие человека «внешние модально-

сти», как холод, неподвижность, мороз и зима,

в приложении к нашему ФК сами собой вызы-

вают аналогию с фригидностью, импотенцией

и сексуальной ущербностью. Ранние детские

травмы – запугивание, угрозы, половое злоупо-

требление или шок и вообще опыт человеческой

жестокости могут оставить на всю жизнь ощу-

щение незащищенности, которое часто можно

определить уже по осанке пострадавшего: тако-

го рода переживания сродни вторжению холо-

да, который прямо «замораживает» тело. Здесь

мало помогает разговорная терапия, тело само

хочет высказаться и быть «понятым». Вызыва-

ют доверие невербально подаренное человече-

ское тепло, любящее обращение и сочувствие;

рекомендуются особые упражнения, которые

вырабатывают опыт физической защищенности