ПЕРЕВОДЫ И РЕФЕРАТЫ
25
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 1 (27) 2019
СИСТЕМА СООТВЕТСТВИЯ ПЯТИ ФАЗАМ
ПРЕВРАЩЕНИЯ КАК СОМАТОПСИХИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
J. Gleditsch
Расширенный реферат статьи Das Entsprechungssystem der funf Wandlungsphasen als
somatopsychischen Modell, опубликованной в журнале AKU №4/1994, 288‑292
«Нельзя вылечить глаза без головы,
голову без тела, как нельзя исцелить
тело без души»
Сократ
Традиционная китайская медицина (ТКМ)
известна своей особой культуральной основой
и феноменологической картиной мира и чело-
века. Она отличается целостным восприятием,
познает функциональные связи и акаузальные
взаимопринадлежности и использует их в диа-
гностических и лечебных целях. Символом та-
кой медицины можно считать пять «элементов»,
точнее и логичнее – «пять фаз превращения».
Оценка западными и китайскими специалиста-
ми модели пяти элементов неоднозначна: с точ-
ки зрения практичности и эффективности,
куда проще было бы использовать теорию цзан
фу; в практике эта модель применяется гораз-
до реже, чем, например, правило «мать – сын».
Однако знатокам и приверженцам традицион-
ной акупунктуры (АП) известна ценность кон-
цепции кругооборота пяти элементов – гораздо
больший вклад она вносит в силу своего диф-
ференцированного психического содержания.
В ТКМ физическое и психическое естествен-
ным образом неразрывно связаны между собой,
как стороны одной медали; это обеспечивает
единственно правильный подход к образу чело-
века, который отсутствует в современной меди-
цине. Соматопсихическое содержание теории
пяти элементов можно расценивать как полно-
ценный мостик к современной психосоматике.
Предполагается, что содержательные принад-
лежности пяти элементов выводятся из фено-
менологии, аналоговых взаимодействий, поля-
ризации и цикличности повторяющихся фаз,
обобщаются, из них делаются дальнейшие вы-
воды. Однако было бы ошибкой стремление
компенсировать недостатки современной на-
учной медицинской системы за счет обращения
к чуждым культурам. Картина мира и человека
только тогда становится убедительной и инте-
грируемой, если в ее основе лежит собственная
медицинская традиция.
Физическое в человеке мы постигаем с по-
мощью системно-теоретического, биокибер-
нетического знания и сведений о собственной
организации живого; в то же время психоло-
гию и теологию естествоиспытатели воспри-
нимали как отдельную научную дисциплину,
чьи интенциональные принципы толкования
несовместимы
с
функционально-каузаль-
но-аналитическими подходами медицинско-
го естествознания. Душа и дух еще ищут свое
собственное место и находятся либо как воле-
вые разумные ведущие инстанции на службе
автономного развития или следования боже-
ственному, либо настроенные на трансцен-
денцию органы чувств в процессе жизненного
развития человека. В подходе к изучению духа
медики на протяжении долгого времени руко-
водствовались высказыванием Virchov о том,
что у многих тысяч вскрытых им трупов он ни-
когда не встречал души.
Итак, необходим образ человека, который
заключает в себе его конституциональные
и психологические особенности и помогает
врачу понять пациента. Таким образом, диа-
гностика направлена не столько на физиче-
ское, психическое, либо на определенный ме-
тод, а скорее на общее сомато-психо-духовное
понимание человека. Такой подход может дать
врачу больше, чем множество диагностиче-
ских и терапевтических приемов. Психология
и психосоматика в западной медицине сегодня
могут занять прочное научное место, но пока
аналитико-каузально-редукционные подходы
мало используются для душевных категорий.
Психические качества и образцы поведения
очевидно подчиняются другим законам, кото-
рые гораздо более соответствуют «а-логичным»
процессам, узнаваемым правым полушарием
мозга. Как раз в теории пяти элементов заложе-
ны эти «совсем другие» подходы, приведенные
в систему, которая на место каузальных свя-
зей и статистических данных ставит в откры-
тый регулируемый цикл феноменологические
свойства и полярность. Такой цикл подразуме-
вает прогресс, развитие и изменение: непре-
рывно сменяющие друг друга фазы «превраще-
ния» – не нечто, теряющееся в многообразии
из‑за произвольной хаотичной динамики, а оз-
начает всегда нацеленное на гомеостаз, гармо-