ПЕРЕВОДЫ И РЕФЕРАТЫ
27
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 1 (27) 2019
(например, упражнение, рекомендуемое биоэ-
нергетикой Reich»a: заставить себя падать назад
в готовый подхватить круг группы). Идеальной
терапией при слабости урогенитальной сферы
являются тепловые полынные аппликации; оп-
тимальной профилактикой – методы закалива-
ния, например, лечение по Kneipp.
Принципиальная аналогия между соматиче-
скими и психическими функциями объясняет
их взаимозаменяемость и взаимодействие;
пожалуй, лучше всего это проявляется в ФК
печень\желчный пузырь. Как известно, к это-
му ФК относят динамическое двигательное
действие и вызываемую им реакцию, причем
в физическом смысле это мышечно-сухожиль-
ная двигательная игра, подразумевающая силу
и действие, адаптацию и пластичность. Психи-
ческая аналогия состоит в энергичном прояв-
лении аффекта и вообще в двигательной и эмо-
циональной возбудимости; ТКМ относит сюда
ярость и гнев. В силу переплетения соответ-
ствующих физических и психических функций
психическое напряжение и раздражительность
непременно отражаются в соматическом и на-
оборот, например, в нарастающем образовании
«кислого». Эта взаимная игра служит компен-
сации, происходит компенсаторно синхрон-
но без причинной последовательности. Но за-
мещение означает также, что разрядка в одной
сфере содействует расслаблению в другой, не-
зависимо от того, было ли первичное наруше-
ние физическим или психическим. Физическое
и душевное равнозначны, в условиях колебаний
и чрезмерных реакций каждое двигательное
и эмоциональное действие должно быть благо-
соразмерным и в конце концов качнуться назад
к свободному от напряжения исходному состо-
янию. Период времени, необходимый для воз-
вращения, не должен быть долгим, например,
для упрямого ребенка – не более 30 секунд
(Е. Kubler-Ross). Мы, европейцы, можем много-
му научиться у азиатов, в частности, как с по-
мощью расслабляющих физических упражне-
ний выравнивать душевные изгибы. Западные
виды спорта нацелены на состязание и победу,
мышечное напряжение и результат. Для тради-
ционных китайских двигательных упражнений
тай цзи и медитативной ци гун, напротив, рас-
слабление, достигающее душевного уровня,
становится эффективным благодаря ощущению
непривычного символического типа движений:
гармонизация аффекта с помощью осознан-
ных двигательных импульсов. Здесь взаимодей-
ствие мotio и еmotio очевидно и терапевтически
оправдано.
Принцип
поляризации
демонстрируем
на примере ФК селезенка\желудок.
Ключевая функция этого ФК – переработка
чуждого. Человек постоянно противостоит вы-
зовам: в физическом смысле – питанию, кото-
рое нужно переварить, в психическом тоже –
информации, учебному предмету, проектам,
проблемам, социальным и межчеловеческим
обязательствам.
Любой процесс переработки состоит из двух
фаз: сначала разрушить, разобраться, прове-
рить, – это относится к ян-функции; второе
как инь-дополнение – конкретное восстановле-
ние и встраивание, т. е. интеграция в виде особой
субстанции – запоминание («memory»). В орга-
ническом процессе различают катаболическую
и анаболическую фазы, аналогичное этому
есть и в психическом. В теории пяти элемен-
тов термин «раздумье» подразумевает претен-
зию и чрезмерную требовательность к процес-
су мышления как ментальной переработке. То,
что «понято», т. е. проанализировано и постиг-
нуто, можно классифицировать и запомнить.
Аналогия между физическим и душевным учит
нас, как важна добросовестная отработка обеих
фаз. Однако в нашей современной цивилиза-
ции нередко переоценивается ян – фаза. В то же
время только терпеливая и последовательная
реализация – «доведение до конца» как класси-
ческий компонент инь – приводит процесс к за-
вершению, к сатисфакции. Подобно аллергии
в соматике, в психическом решению проблем
и социальной интеграции препятствуют мен-
тальные предубеждения, критика и сомнение.
Толерантность означает иммунитет и целост-
ность в буквальном и переносном смысле.
Пример ФК легкие\толстая кишка помогает
понять, как отдельные фазы превращения мож-
но объединить общим циклом, чьи временные
закономерности позволяют отдельным отрез-
кам стать фазами всей жизненной дуги. Как из-
вестно, в органическом мире периодику внутри
круга пяти элементов понимают как энергети-
ческий кругооборот, который в непрерывной
смене периодов устанавливает новые акценты
и актуальности. Психическое содержание тоже
оказывается встроенным в общий процесс: даже
в более или менее коротких циклах существует
аналогия с жизненным циклом, сначала восхо-
дящим, затем – нисходящим. Право называть-
ся «фазами превращения» признается только
за этапами душевного состояния и развития, ко-
торые постигают свое предназначение в процес-
се всего пути. Печаль, которую считают психи-
ческим соответствием ФК легкие\толстая киш-
ка, надо понимать не просто как расположение