ПЕРЕВОДЫ И РЕФЕРАТЫ
41
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 3 (25) 2018
ДВИЖЕНИЕ – ОСНОВА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.
КОНЦЕПЦИЯ ПЕЧЕНИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЕСТЕСТВЕННО-
НАУЧНОЙ И ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЕ
M. Hammes
Расширенный реферат статьи: Bewegung – Grundlage menschlichen Lebens. Vergleichende
Betrachtungen zum «Leber»-Konzept in der naturwissenschaftlichen europaschen und in der
traditionellen chinesischen Medizin. M. Hammes. Aus der Ableitung Sportmedizin des FB 26 der
Johannes-Gutenberg-Universitat Mainz (Leiter: Prof. Dr. Med. K. Jung). Akupunktur Theorie und
Praxis 1994 №3, 199-207
«У каждого человека есть потреб-
ность в движении, которая не всег-
да реализуется полностью. Только
при движении может расходоваться
Ци, поступающая с пищей, беспре-
пятственно циркулируют ульсиру-
ющие соки, и болезнь не может воз-
никнуть»
(поздний период династии Хань).
Феномен движения в жизни человека издав-
на занимал умы врачей и исследователей. Совре-
менная естественно-научная медицина делает
акцент на физиологические и патофизиологи-
ческие основы физической активности и двига-
тельной терапии, исходя из данных физиологии
и биохимии. Взгляд на феномен движения тра-
диционной китайской медицины (ТКМ) исхо-
дит из ее философских основ и медицинских те-
орий, прежде всего, теории превращения перво-
элементов (у син). Несмотря на их различие обе
системы оказываются созвучными в этом вопро-
се по многим позициям, прежде всего, в оценке
значения движения для здоровья человека.
Как известно, учение о пяти фазах превра-
щения является важнейшей составной частью
основополагающей теории ТКМ и очень тесно
связано с теорией инь – ян: обе являются вы-
ражением природного мировоззрения, господ-
ствующего в философии Китая, и философ-
ским инструментом познания мира. Пять фаз
превращения – часть единого целого, образу-
емого инь-ян. Из древних источников следу-
ет, что первоначально «у син» обозначало пять
основных субстанций, существующих в при-
роде (дерево-огонь-земля-металл-вода), и пять
соответствующих им географическим направ-
лений (Восток-Юг-Центр-Запад-Север). Эти
понятия служили китайским философам ис-
ходным пунктом – попыткой упорядочить воз-
никновение и разнообразие всех вещей и явле-
ний. Уже ко времени «Воинствующей империи»
(475-221гг до н.э.) была широко распростране-
на теория фаз превращения, в основу которой
была положена циклическая модель отношений
элементов. Позднее определились следующие
органные соответствия: печень – фаза дерева,
сердце – фаза огня, селезенка\поджелудочная
железа – фаза Земли, легкие – фаза металла,
почки – фаза воды. После вхождения теории
у син в ТКМ она легла в основу гармонического
взаимодействия функциональных кругов Цзан
(инь) – Фу (ян) – органов с их взаимным «по-
рождением» (дерево-огонь-Земля-металл-вода)
и взаимным «преодолением» (дерево-земля-
вода-огонь-металл-дерево), осуществляемыми
в постоянном цикле. В сложных отношениях
явлений эта модель подразумевает необходи-
мость для нормального развития как принципа
взаимного порождения (развития), так и прин-
ципа преодоления (ограничения), – только
их комплементарное действие может поддержи-
вать состояние равновесия, препятствуя избыт-
ку или дефициту Ци. В контексте ТКМ теория
у син позволяет определить источник, предпо-
ложить ход болезни, в конечном итоге для кли-
нической практики она представляет руковод-
ство к действию (порядок лечения), учитывая
различные виды связей между элементами (со-
зидающие и деструктивные, «мать-сын» и др.).
ВТКМфеномен, отражающий движение, свя-
зывают с ее представлениями об органе «печень».
Между тем ТКМ подразумевает под органом
не только анатомическую структуру, но и ассо-
циированные с ним функции, характер которых
отличается от принятых в западной медицине
и выходит далеко за рамки внутреннего органа.
Как известно, в ТКМ принято деление на 5 плот-
ных (инь) и 5 полых (ян) органов, которые соот-
носятся с фазами превращения элементов. Фазу
дерева представляет инь-орган печень и ян-орган
желчный пузырь. «…
на Небе ветер, на Земле – де-
рево; Ци обеспечивает гибкость и эластичность
всех волокнистых тканей
(ВТ);
цзан-орган –печень