Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  41 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 41 / 64 Next Page
Page Background

ПЕРЕВОДЫ И РЕФЕРАТЫ

41

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 3 (25) 2018

ДВИЖЕНИЕ – ОСНОВА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

КОНЦЕПЦИЯ ПЕЧЕНИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЕСТЕСТВЕННО-

НАУЧНОЙ И ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЕ

M. Hammes

Расширенный реферат статьи: Bewegung – Grundlage menschlichen Lebens. Vergleichende

Betrachtungen zum «Leber»-Konzept in der naturwissenschaftlichen europaschen und in der

traditionellen chinesischen Medizin. M. Hammes. Aus der Ableitung Sportmedizin des FB 26 der

Johannes-Gutenberg-Universitat Mainz (Leiter: Prof. Dr. Med. K. Jung). Akupunktur Theorie und

Praxis 1994 №3, 199-207

«У каждого человека есть потреб-

ность в движении, которая не всег-

да реализуется полностью. Только

при движении может расходоваться

Ци, поступающая с пищей, беспре-

пятственно циркулируют ульсиру-

ющие соки, и болезнь не может воз-

никнуть»

(поздний период династии Хань).

Феномен движения в жизни человека издав-

на занимал умы врачей и исследователей. Совре-

менная естественно-научная медицина делает

акцент на физиологические и патофизиологи-

ческие основы физической активности и двига-

тельной терапии, исходя из данных физиологии

и биохимии. Взгляд на феномен движения тра-

диционной китайской медицины (ТКМ) исхо-

дит из ее философских основ и медицинских те-

орий, прежде всего, теории превращения перво-

элементов (у син). Несмотря на их различие обе

системы оказываются созвучными в этом вопро-

се по многим позициям, прежде всего, в оценке

значения движения для здоровья человека.

Как известно, учение о пяти фазах превра-

щения является важнейшей составной частью

основополагающей теории ТКМ и очень тесно

связано с теорией инь – ян: обе являются вы-

ражением природного мировоззрения, господ-

ствующего в философии Китая, и философ-

ским инструментом познания мира. Пять фаз

превращения – часть единого целого, образу-

емого инь-ян. Из древних источников следу-

ет, что первоначально «у син» обозначало пять

основных субстанций, существующих в при-

роде (дерево-огонь-земля-металл-вода), и пять

соответствующих им географическим направ-

лений (Восток-Юг-Центр-Запад-Север). Эти

понятия служили китайским философам ис-

ходным пунктом – попыткой упорядочить воз-

никновение и разнообразие всех вещей и явле-

ний. Уже ко времени «Воинствующей империи»

(475-221гг до н.э.) была широко распростране-

на теория фаз превращения, в основу которой

была положена циклическая модель отношений

элементов. Позднее определились следующие

органные соответствия: печень – фаза дерева,

сердце – фаза огня, селезенка\поджелудочная

железа – фаза Земли, легкие – фаза металла,

почки – фаза воды. После вхождения теории

у син в ТКМ она легла в основу гармонического

взаимодействия функциональных кругов Цзан

(инь) – Фу (ян) – органов с их взаимным «по-

рождением» (дерево-огонь-Земля-металл-вода)

и взаимным «преодолением» (дерево-земля-

вода-огонь-металл-дерево), осуществляемыми

в постоянном цикле. В сложных отношениях

явлений эта модель подразумевает необходи-

мость для нормального развития как принципа

взаимного порождения (развития), так и прин-

ципа преодоления (ограничения), – только

их комплементарное действие может поддержи-

вать состояние равновесия, препятствуя избыт-

ку или дефициту Ци. В контексте ТКМ теория

у син позволяет определить источник, предпо-

ложить ход болезни, в конечном итоге для кли-

нической практики она представляет руковод-

ство к действию (порядок лечения), учитывая

различные виды связей между элементами (со-

зидающие и деструктивные, «мать-сын» и др.).

ВТКМфеномен, отражающий движение, свя-

зывают с ее представлениями об органе «печень».

Между тем ТКМ подразумевает под органом

не только анатомическую структуру, но и ассо-

циированные с ним функции, характер которых

отличается от принятых в западной медицине

и выходит далеко за рамки внутреннего органа.

Как известно, в ТКМ принято деление на 5 плот-

ных (инь) и 5 полых (ян) органов, которые соот-

носятся с фазами превращения элементов. Фазу

дерева представляет инь-орган печень и ян-орган

желчный пузырь. «…

на Небе ветер, на Земле – де-

рево; Ци обеспечивает гибкость и эластичность

всех волокнистых тканей

(ВТ);

цзан-орган –печень