Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  27 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 27 / 64 Next Page
Page Background

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

27

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 3 (21) 2017

Классическим примером континуума целого

и части может служить методология традицион-

ной китайской медицины (ТКМ), хотя тут сразу

следует оговорить возможную нерелевантность

сравнения. Дело в том, что европейской циви-

лизации свойственно субстанциальное понима-

ние мира, согласно которому все вещи имеют

свою сущность, подвергающуюся изменениям,

но устойчивую, рассмотрение мира в терминах

объекта и субъекта при помощи линейных при-

чинно-следственных связей; на Востоке вещи

считаются совокупностью текучих, постоянно

меняющихся свойств и отношений, там, стро-

го говоря, нет деления на объект и субъект, зато

есть понятие об одновременном «сетевом» вза-

имовлиянии вещей друг на друга («одно во всём,

и всё – в одном»). Тем не менее, идеи единства

микро- и макрокосмоса и представление о целом,

выявляемом в каждой его части, и о частях, со-

ставляющих целое есть и на Западе, и на Востоке.

В невербальной форме континуум целого

и части присутствует в древнекитайском миро-

воззрении в виде неразрывной триады Небо –

Человек – Земля, концепциях Инь – Ян, У Син

и Ци. Каждая из них соотносится с категорией

целого, но вместе с тем содержит и компонен-

ты, которые относятся к категории части. На-

пример, в триаде Небо – Человек – Земля вы-

деляются 10 небесных и 12 земных стволов, 14

ординарных и 8 экстраординарных акупун-

ктурных каналов. В последние годы появились

публикации китайских исследователей по ин-

терпретации положений ТКМ в контексте со-

временных геномики, транскриптомики, про-

теомики и метаболомики [9-11]. Они, являясь

частными научными направлениями, одновре-

менно представляют континуальное единство

изучения витальных процессов. Фундаменталь-

ная наука как область познания демонстрирует,

что во взаимоотношении философских катего-

рий содержания и формы того или иного явле-

ния или процесса содержание представляет под-

вижную, динамичную сторону целого, а форма

охватывает систему устойчивых связей природ-

ной и социальной реальности. Возникающее

в ходе развития несоответствие содержания

и формы разрешается отменой старой и возник-

новением новой, адекватной изменившемуся

содержанию формы. Эти взаимоотношения со-

держания и формы наглядно демонстрируются

на примере истории возникновения и развития

МТ и ФРМ.

Согласно некоторым сведениям

4

, внутри-

кожные инъекции лекарственных средств стали

4

http://www.mesoterapia.org.ua/?mid=40

применяться в 1844-1855 гг. В первой половине

ХХ века были опубликованы данные об эффек-

тивности этого пути введения лекарственных

средств при неврологических болевых синдро-

мах и в гериатрии. В 1958 г. были опубликова-

ны результаты клинических наблюдений Ми-

шеля Пистора в 44-м номере журнала «La Presse

Medicale» и впервые введен термин «мезотера-

пия». При дальнейшем развитии содержание

МТ в значительной мере изменилось. Раньше

она применялась при различных заболеваниях,

ныне её использование ограничивается в основ-

ном использованием в косметологических це-

лях. Утраченная часть МТ перекочевала в ФРМ.

Это инновационное направление основано

на мезодермальном введении гомеопатических

доз препаратов, обеспечивающих результатив-

ное лечение широкого спектра хронических

и дегенеративно-дистрофических заболеваний

5

.

Таким образом, даже не радикальное измене-

ние содержания медицинских технологий при-

водит к появлению их новых форм. При этом

старые формы, как правило, сразу не упраздня-

ются, а сосуществуют вместе с новыми зачастую

в течение длительного времени, что является

отражением континуального единства меди-

цинской науки и практики. Ярким примером

такого континуума является сосуществование

принципов ТКМ и современной рефлексотера-

пии, с чем ряд специалистов той и другой фор-

мы медицинской помощи не соглашаются. Это

противостояние является нормальным явлени-

ем в науке и обществе, отражая диалектический

закон единства и борьбы противоположностей.

В 1960-х годах на фоне обострения экологи-

ческой обстановки, периодически возникающих

экономических кризисов и политических раз-

ногласий начало формироваться самостоятель-

ное научное направление, получившее название

«глобалистика». Она определяется как «

междис-

циплинарная область научных исследований, на-

правленных на выявление сущности, тенденций

и причин глобализации и порождаемых ею глобаль-

ных проблем, а также на поиск путей утверждения

позитивных и преодоление негативных для человека

и биосферы последствий этих процессов

». На фоне

мировой глобализации стала в очередной раз

очевидной невозможность решения насущных

проблем человечества с позиций частных науч-

ных дисциплин. Глобалистика есть продукт ин-

теграционных процессов современной науки, где

различные научные дисциплины и философия

взаимодействуют друг с другом, каждая с пози-

ции своего предмета и метода. При этом подчёр-

5

http://www.bioregmed.ru/?fl=t07.html&id=1