ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
27
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 3 (21) 2017
Классическим примером континуума целого
и части может служить методология традицион-
ной китайской медицины (ТКМ), хотя тут сразу
следует оговорить возможную нерелевантность
сравнения. Дело в том, что европейской циви-
лизации свойственно субстанциальное понима-
ние мира, согласно которому все вещи имеют
свою сущность, подвергающуюся изменениям,
но устойчивую, рассмотрение мира в терминах
объекта и субъекта при помощи линейных при-
чинно-следственных связей; на Востоке вещи
считаются совокупностью текучих, постоянно
меняющихся свойств и отношений, там, стро-
го говоря, нет деления на объект и субъект, зато
есть понятие об одновременном «сетевом» вза-
имовлиянии вещей друг на друга («одно во всём,
и всё – в одном»). Тем не менее, идеи единства
микро- и макрокосмоса и представление о целом,
выявляемом в каждой его части, и о частях, со-
ставляющих целое есть и на Западе, и на Востоке.
В невербальной форме континуум целого
и части присутствует в древнекитайском миро-
воззрении в виде неразрывной триады Небо –
Человек – Земля, концепциях Инь – Ян, У Син
и Ци. Каждая из них соотносится с категорией
целого, но вместе с тем содержит и компонен-
ты, которые относятся к категории части. На-
пример, в триаде Небо – Человек – Земля вы-
деляются 10 небесных и 12 земных стволов, 14
ординарных и 8 экстраординарных акупун-
ктурных каналов. В последние годы появились
публикации китайских исследователей по ин-
терпретации положений ТКМ в контексте со-
временных геномики, транскриптомики, про-
теомики и метаболомики [9-11]. Они, являясь
частными научными направлениями, одновре-
менно представляют континуальное единство
изучения витальных процессов. Фундаменталь-
ная наука как область познания демонстрирует,
что во взаимоотношении философских катего-
рий содержания и формы того или иного явле-
ния или процесса содержание представляет под-
вижную, динамичную сторону целого, а форма
охватывает систему устойчивых связей природ-
ной и социальной реальности. Возникающее
в ходе развития несоответствие содержания
и формы разрешается отменой старой и возник-
новением новой, адекватной изменившемуся
содержанию формы. Эти взаимоотношения со-
держания и формы наглядно демонстрируются
на примере истории возникновения и развития
МТ и ФРМ.
Согласно некоторым сведениям
4
, внутри-
кожные инъекции лекарственных средств стали
4
http://www.mesoterapia.org.ua/?mid=40применяться в 1844-1855 гг. В первой половине
ХХ века были опубликованы данные об эффек-
тивности этого пути введения лекарственных
средств при неврологических болевых синдро-
мах и в гериатрии. В 1958 г. были опубликова-
ны результаты клинических наблюдений Ми-
шеля Пистора в 44-м номере журнала «La Presse
Medicale» и впервые введен термин «мезотера-
пия». При дальнейшем развитии содержание
МТ в значительной мере изменилось. Раньше
она применялась при различных заболеваниях,
ныне её использование ограничивается в основ-
ном использованием в косметологических це-
лях. Утраченная часть МТ перекочевала в ФРМ.
Это инновационное направление основано
на мезодермальном введении гомеопатических
доз препаратов, обеспечивающих результатив-
ное лечение широкого спектра хронических
и дегенеративно-дистрофических заболеваний
5
.
Таким образом, даже не радикальное измене-
ние содержания медицинских технологий при-
водит к появлению их новых форм. При этом
старые формы, как правило, сразу не упраздня-
ются, а сосуществуют вместе с новыми зачастую
в течение длительного времени, что является
отражением континуального единства меди-
цинской науки и практики. Ярким примером
такого континуума является сосуществование
принципов ТКМ и современной рефлексотера-
пии, с чем ряд специалистов той и другой фор-
мы медицинской помощи не соглашаются. Это
противостояние является нормальным явлени-
ем в науке и обществе, отражая диалектический
закон единства и борьбы противоположностей.
В 1960-х годах на фоне обострения экологи-
ческой обстановки, периодически возникающих
экономических кризисов и политических раз-
ногласий начало формироваться самостоятель-
ное научное направление, получившее название
«глобалистика». Она определяется как «
междис-
циплинарная область научных исследований, на-
правленных на выявление сущности, тенденций
и причин глобализации и порождаемых ею глобаль-
ных проблем, а также на поиск путей утверждения
позитивных и преодоление негативных для человека
и биосферы последствий этих процессов
». На фоне
мировой глобализации стала в очередной раз
очевидной невозможность решения насущных
проблем человечества с позиций частных науч-
ных дисциплин. Глобалистика есть продукт ин-
теграционных процессов современной науки, где
различные научные дисциплины и философия
взаимодействуют друг с другом, каждая с пози-
ции своего предмета и метода. При этом подчёр-
5
http://www.bioregmed.ru/?fl=t07.html&id=1