Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  26 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 26 / 64 Next Page
Page Background

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

26

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 3 (21) 2017

общие рецепторы для связывания тех или иных

регуляторных пептидов. Клетки взрослого орга-

низма, располагающиеся в различных сегментах

тела, но происходящие из предшественников,

соседствующих друг с другом в эмбриональном

периоде, имеют больше шансов иметь одинако-

вый набор мембранных рецепторов, обеспечи-

вающих их более тесную кооперацию по нерв-

ному и гуморальному пути.

Это обстоятельство объясняет лечебную эф-

фективность воздействия на не связанные ме-

тамерной иннервацией с поражённым органом

акупунктурные точки (АТ). Биохимический

вкупе с биофизическим образуют интегральный

РК, который позиционируется как современная

естественнонаучная интерпретация концепции

Ци [6, 7]. В настоящей публикации представля-

ется концепция РК нейроэндокринно-иммун-

ных взаимодействий (РК НЭИВ), обобщающая

литературные данные и результаты собственных

исследований механизмов полипотентного сано-

генетического действия рефлексотерапии (РТ).

Истоки представляемой концепции

Концепция основывается на философских

категориях части и целого, формы и содержания,

диалектического закона единства и борьбы про-

тивоположностей, эмпирических данных в об-

ласти мезотерапии (МТ), экспериментальных

данных о существовании периферической ней-

роэндокринно-иммунной системы (ПНЭИС),

теоретических представлениях соединительнот-

канной медицины (СТКМ) и постулатов физио-

логической регулирующей медицины (ФРМ).

Философские категории

Проблема соотношения между совокупно-

стью предметов (целое) и отдельными состав-

ляющими, образующими эту совокупность

(часть), со времен Античности обсуждалась

не только в философии, но в той или иной

форме ряда предметных научных направлений

и общественной жизни. Сведение целого к его

частям и рассмотрение свойств целого как сум-

мы свойств его частей называется меризмом

(от греч. meros – часть). Методологический

подход на основе идеи о несводимости целого

к его частям, обретении целым новых свойств

по сравнению с его частями, называется холиз-

мом (от греч. holos – целый). Объединение ча-

стей и установление характеристик связи, кото-

рая их объединяет, приводит к появлению но-

вых (интегративных, синергетических) свойств,

не присущих частям в их разобщённости. В ран-

ней Античности (от Фалеса до Демокрита) пре-

обладал меризм, в классический период (Пла-

тон, Аристотель) господствовал холистический

дискурс. Однако уже в эпоху Средневековья

зарождается (Н. Кузанский) и позднее разви-

вается (П. Флоренский и др.) диалектический

антиномизм, который пытается уйти от простой

бинарной оппозиции целое/часть и сосредото-

чивается на их связи, кооперативном эффекте,

единстве и борьбе противоположностей, про-

тивоборстве частей внутри целого. Новое время

(до середины XIX в.) характеризуется как анали-

тическая, а XIX-XX вв. – как синтетическая ста-

дия развития философского знания [8].

Вместе с тем, во второй трети ХХ столетия

и начале века XXI цивилизованное человечество

вступило в эпоху постмодерна, философски-

ми основами которого стали идеи «часть всегда

права перед целым», всякая единица является

исходной клеточкой бытия, а любая общность

и целостность, упорядоченность и структура

в любой момент могут быть объявлены репрес-

сией, которую надо отменить, сломать, раз-

рушить

2

. Г.С. Кнабе

3

по этому поводу пишет:

«

На философском уровне такой внешней репрес-

сивной силой признаются: логика, логически функ-

ционирующий разум, основанное на них понятие

истины, идущая из Древней Греции и лежащая

в основе европейской науки установка на обнару-

жение за пестрым многообразием непосредствен-

но нам данных вещей их внутренней сущности.

В одном ряду с логикой и разумом в парадигме

постмодерна отрицаются и осуждаются такие

понятия, как организация,

упорядоченность, си-

стема. Как аксиома воспринимается положение,

согласно которому хаос, вообще все неоформлен-

ное более плодотворны и человечны

».

Категории части и целого можно соотне-

сти с аналитико-синтетической деятельностью

мозга. Новорожденный на самых ранних этапах

своего развития воспринимает окружающую

действительность как нечто аморфное цельное,

но вскоре уже бывает способен выделять из неё

различные составляющие. По мере накопления,

пусть и малого, жизненного опыта нормаль-

но развивающиеся дети обретают способность

к установлению взаимосвязей между ранее зна-

комыми им частями. Аналогично происходит

развитие научного и общественного знания,

где аналитические и синтетические подходы

взаимно обусловливают друг друга, образуя не-

прерывность (континуум) научно-технического

прогресса.

2

[http://www.ruthenia.ru/lotman/txt/knabe95.html]

3

[http://magazines.russ.ru/voplit/2007/2/kn9.html

].