Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  43 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 43 / 64 Next Page
Page Background

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

43

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 2 (16) 2016

и холистической медицины». Повторное иссле-

дование пальпаторной чувствительности через

6 месяцев у слушателей, прошедших данное об-

учение, выявило ее существенное приращение

на 52,7%. При этом на фоне повышения показа-

телей сенсорной и интерпретирующей функции

головного мозга отмечена более выраженная

функциональная активность правого полуша-

рия головного мозга (табл. 2).

Таблица 2.

Показатели увеличения сенсорной

активности головного мозга через 6

месяцев от начала обучения пальпации

Левое полушарие

Правое полушарие

Лобная

доля

Теменная

доля

Лобная

доля

Теменная

доля

70,00% 11,00% 81,80% 48,00%

Согласно отзывам преподавателей, контро-

лирующих учебный процесс, освоение базовых

тем в процессе дальнейшего остеопатического

обучения у слушателей с такими показателями

было более успешным.

Затрагивая тему повышения пальпаторной

чувствительности у остеопатов, мы поднимаем

вопросы нейрофизиологии (а в части случаев –

и нейропатологии) не только сенсорных систем,

но и деятельности центральной нервной систе-

мы в целом. Помимо определения важных (и ра-

нее неизвестных) фактов, формирующих теоре-

тический базис в понимании функционирова-

ния нейросенсорных систем, мы можем сделать

несколько практических выводов, касающихся

методологии преподавания пальпации. Эти вы-

воды позволяют сформировать список правил,

соблюдение которых обеспечивает наилучшую

обучаемость слушателей-остеопатов. К этим

правилам относятся:

1. Обязательная тестовая оценка кожной чув-

ствительности и ее регулярный контроль

на этапах освоения пальпаторного мастерства.

2. Необходимость устранения негативных фак-

торов, влияющих на развитие пальпаторных

способностей.

3. Обязательное освоение теории и практики

правильного распределения внимания, при-

сутствия, нейтральности. Освоение этих уме-

ний в дальнейшем определяет качество паль-

пации.

4. Практические упражнения, направленные

на развитие «остеопатической руки» долж-

ны преподаваться по принципу «от простого

к сложному». В этом плане сначала предла-

гаются упражнения развивающего типа, а за-

тем отдельные остеопатические диагностиче-

ские техники.

5. В блоке упражнений развивающего типа обя-

зательно должны быть упражнения на тканях

с различной плотностью (мышцы, фасции,

сосуды, кости, внутренние органы).

6. Обязательное овладение правилами пальпа-

ции краниосакральной системы, среди кото-

рых ─ достижение нейтральности, нахожде-

ние фулькрумов, правильная поза тела осте-

опата и положение его рук.

7. Расширение возможностей пальпации (ма-

нуальная термодиагностика и перкуссия).

8. Только после успешного освоения основ

пальпации можно приступать к изучению

базового материала программы остеопатиче-

ского обучения.

9. Обучение перцептивным навыкам становит-

ся возможным после освоения низкоуровне-

вой пальпации.

Вышеописанная программа обучения более

подробно изложена в тематической моногра-

фии [6]. Развитие перцептивных навыков, кото-

рых в данной статье мы коснулись лишь частич-

но, изложено во второй части монографии [1].

Также эти программы внедрены и реализуются

в образовательном процессе ЧАНО ДПО «Севе-

ро-Западная академия остеопатии».

Резюмируя идею данной статьи, следует под-

черкнуть, что остеопат, не овладевший в долж-

ной мере пальпаторными и перцепционными

навыками, не может считаться полноценным

специалистом-остеопатом, завершившим осте-

опатическое образование. В связи с этим хочет-

ся вспомнить слова Вергилия: «Люди – как му-

зыкальные инструменты: их звучание зависит

от того, кто к ним прикасается».

Литература

1. МалиновскийЕ. Л., Новосельцев С. В. Паль-

пация и перцепция в практике остеопата.

Развитие внутренней перцепции. СПб.:

«Свое издательство», 2015. – 184 с.

2. Бюске-Вандерхейден М. Физиологические

цепи. Висцеральная цепь: брюшная по-

лость – таз. Описание и лечение. Москва-

Иваново, Изд-во МИК, 2014. – 193 с.

3. Малиновский Е. Л., Новосельцев С. В.,

Ивашкевич Л. А. Модели адаптивной реак-

ции организма при проведении остеопати-

ческого лечения. Обзор методов и возмож-

ностей // Российский остеопатический жур-

нал. 2011. №1-2 (12-13). С. 116-129.

4. Малиновский Е. Л. Стратегия и тактика по-

вышения эффективности лазерной терапии.

Руководство для врачей// М., Изд-во «Ваш

полиграфический партнер». 2010. – 248 с.