ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
43
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 2 (16) 2016
и холистической медицины». Повторное иссле-
дование пальпаторной чувствительности через
6 месяцев у слушателей, прошедших данное об-
учение, выявило ее существенное приращение
на 52,7%. При этом на фоне повышения показа-
телей сенсорной и интерпретирующей функции
головного мозга отмечена более выраженная
функциональная активность правого полуша-
рия головного мозга (табл. 2).
Таблица 2.
Показатели увеличения сенсорной
активности головного мозга через 6
месяцев от начала обучения пальпации
Левое полушарие
Правое полушарие
Лобная
доля
Теменная
доля
Лобная
доля
Теменная
доля
70,00% 11,00% 81,80% 48,00%
Согласно отзывам преподавателей, контро-
лирующих учебный процесс, освоение базовых
тем в процессе дальнейшего остеопатического
обучения у слушателей с такими показателями
было более успешным.
Затрагивая тему повышения пальпаторной
чувствительности у остеопатов, мы поднимаем
вопросы нейрофизиологии (а в части случаев –
и нейропатологии) не только сенсорных систем,
но и деятельности центральной нервной систе-
мы в целом. Помимо определения важных (и ра-
нее неизвестных) фактов, формирующих теоре-
тический базис в понимании функционирова-
ния нейросенсорных систем, мы можем сделать
несколько практических выводов, касающихся
методологии преподавания пальпации. Эти вы-
воды позволяют сформировать список правил,
соблюдение которых обеспечивает наилучшую
обучаемость слушателей-остеопатов. К этим
правилам относятся:
1. Обязательная тестовая оценка кожной чув-
ствительности и ее регулярный контроль
на этапах освоения пальпаторного мастерства.
2. Необходимость устранения негативных фак-
торов, влияющих на развитие пальпаторных
способностей.
3. Обязательное освоение теории и практики
правильного распределения внимания, при-
сутствия, нейтральности. Освоение этих уме-
ний в дальнейшем определяет качество паль-
пации.
4. Практические упражнения, направленные
на развитие «остеопатической руки» долж-
ны преподаваться по принципу «от простого
к сложному». В этом плане сначала предла-
гаются упражнения развивающего типа, а за-
тем отдельные остеопатические диагностиче-
ские техники.
5. В блоке упражнений развивающего типа обя-
зательно должны быть упражнения на тканях
с различной плотностью (мышцы, фасции,
сосуды, кости, внутренние органы).
6. Обязательное овладение правилами пальпа-
ции краниосакральной системы, среди кото-
рых ─ достижение нейтральности, нахожде-
ние фулькрумов, правильная поза тела осте-
опата и положение его рук.
7. Расширение возможностей пальпации (ма-
нуальная термодиагностика и перкуссия).
8. Только после успешного освоения основ
пальпации можно приступать к изучению
базового материала программы остеопатиче-
ского обучения.
9. Обучение перцептивным навыкам становит-
ся возможным после освоения низкоуровне-
вой пальпации.
Вышеописанная программа обучения более
подробно изложена в тематической моногра-
фии [6]. Развитие перцептивных навыков, кото-
рых в данной статье мы коснулись лишь частич-
но, изложено во второй части монографии [1].
Также эти программы внедрены и реализуются
в образовательном процессе ЧАНО ДПО «Севе-
ро-Западная академия остеопатии».
Резюмируя идею данной статьи, следует под-
черкнуть, что остеопат, не овладевший в долж-
ной мере пальпаторными и перцепционными
навыками, не может считаться полноценным
специалистом-остеопатом, завершившим осте-
опатическое образование. В связи с этим хочет-
ся вспомнить слова Вергилия: «Люди – как му-
зыкальные инструменты: их звучание зависит
от того, кто к ним прикасается».
Литература
1. МалиновскийЕ. Л., Новосельцев С. В. Паль-
пация и перцепция в практике остеопата.
Развитие внутренней перцепции. СПб.:
«Свое издательство», 2015. – 184 с.
2. Бюске-Вандерхейден М. Физиологические
цепи. Висцеральная цепь: брюшная по-
лость – таз. Описание и лечение. Москва-
Иваново, Изд-во МИК, 2014. – 193 с.
3. Малиновский Е. Л., Новосельцев С. В.,
Ивашкевич Л. А. Модели адаптивной реак-
ции организма при проведении остеопати-
ческого лечения. Обзор методов и возмож-
ностей // Российский остеопатический жур-
нал. 2011. №1-2 (12-13). С. 116-129.
4. Малиновский Е. Л. Стратегия и тактика по-
вышения эффективности лазерной терапии.
Руководство для врачей// М., Изд-во «Ваш
полиграфический партнер». 2010. – 248 с.