ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
41
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 2 (16) 2016
туде движений изучаемой структуры. Пред-
варяет этот блок упражнений флексионный
тест; завершает же определение дисфункции
тазовых костей методом индукции.
5. Практические упражнения из раздела висце-
ральной остеопатии. Принцип подбора оста-
ется прежним: в числе первых предлагаются
простые техники, на завершающем этапе бло-
ка – более сложные техники. К относительно
простым техникам относятся: пальпаторное
обследование грудобрюшной диафрагмы, ло-
кализация нижнего полюса почки и т.п. К бо-
лее сложным техникам можно отнести, на-
пример, определение мобильности почек.
6. Практические упражнения из раздела крани-
альной остеопатии. В этом блоке изучаются
количественные и качественные характери-
стикиПДМклассическим захватом по Сатер-
ленду, а также паттерны сфенобазилярного
синхондроза. В процессе изучения краниаль-
ных пальпаторных упражнений слушатели
вновь практикуют умения правильной поста-
новки внимания, присутствия, нейтрально-
сти. Особое внимание уделяется правильной
позе тела и рук слушателя в процессе крани-
альной диагностики.
7. Изучение теории мануальной термодиагно-
стики, проведение практических упражне-
ний, направленных на исследование тепло-
вых проекций различных органов в норме
и при патологии [6].
8. В завершение преподаватель отвечает на во-
просы, вызвавшие затруднения у слушателей.
При необходимости проводятся специаль-
ные тренинги, направленные на достижение
нейтральности.
Факторы, влияющие на развитие
пальпаторной чувствительности.
Негативные факторы.
На начальных этапах
преподавания пальпации отмечено, что при рав-
ном вкладе в освоение техник не у всех слуша-
телей получаются одинаковые результаты. Эти
различия существуют как в качестве, так и в ско-
рости достижения приемлемых результатов.
Также следует иметь в виду, что все слушатели
имеют разный исходный уровень пальпаторной
чувствительности. Собственные исследования
показывают, что на начальном уровне до 35%
обучающихся уже имеют вполне приемлемый
уровень пальпации. Ив то же время 15%обучаю-
щихся имеют весьма низкие показатели, не обе-
спечивающие приемлемые результаты при вы-
полнении диагностических техник из краниаль-
ного и висцерального разделов остеопатии.
В процессе обучения эти факторы необхо-
димо учитывать, так как, во-первых, конечной
целью такого обучения является обеспечение
высокой пальпаторной результативности у каж-
дого слушателя. И, во-вторых, в процессе обу-
чения хорошая обучаемость слушателей обеспе-
чивается в однородной группе. Для достижения
такой однородности необходимо, как было вы-
яснено авторами, учитывать ряд клинических
и биологических факторов в отношении обуча-
ющихся остеопатов. В данной статье мы пере-
числим наиболее значимые факторы. Полный
список факторов, влияющих на развитие паль-
паторного навыка, приведен в источнике [6].
К факторам, влияющим на пальпаторную
чувствительность относятся, в первую очередь,
клинические факторы. Различные патологиче-
ские факторы, оказывающие влияние на функ-
циональное (иногда и морфофункциональное)
состояние нервной системы способны суще-
ственно снизить функции центральной нервной
системы, обусловливающие восприятие, анализ
и интерпретацию получаемой пальпаторной ин-
формации (табл. 1).
Таблица 1.
Влияние поражений нервной
системы на пальпаторную чувствительность
Патологический фактор
Уменьшение
чувствитель-
ности, %
Рубцы в проекции периферических
нервов в регионах кисти и предплечья
16 [7]
Соматические дисфункции костей
свода черепа
7 [7]
Соматические дисфункция паренхи-
мы головного мозга
33 [8]
Дезорганизация вегетативной нервной
системы при хронических стрессах
11 [9, 10]
Вышеперечисленные клинические наруше-
ния в большинстве случаев устраняются посред-
ством проведения соответствующих остеопати-
ческих техник до достижения положительных
результатов. В меньшей части случаев прихо-
дится привлекать другие методы лечения.
Адаптационные синдромы, проявляющиеся
в виде длительных стрессов, вплоть до развития
синдрома хронической усталости купируются
специализированными терапевтическими ла-
зерными технологиями как в монотерапевтиче-
ском режиме [11], так и в комбинации с осте-
опатической коррекцией. Также и устранение
патологических фасциальных тяг, создаваемых
рубцовыми процессами в зонах прохождения
периферических нервов, наиболее оптимально
лечить в комбинации с физиотерапевтическим