Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  41 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 41 / 64 Next Page
Page Background

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

41

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 2 (16) 2016

туде движений изучаемой структуры. Пред-

варяет этот блок упражнений флексионный

тест; завершает же определение дисфункции

тазовых костей методом индукции.

5. Практические упражнения из раздела висце-

ральной остеопатии. Принцип подбора оста-

ется прежним: в числе первых предлагаются

простые техники, на завершающем этапе бло-

ка – более сложные техники. К относительно

простым техникам относятся: пальпаторное

обследование грудобрюшной диафрагмы, ло-

кализация нижнего полюса почки и т.п. К бо-

лее сложным техникам можно отнести, на-

пример, определение мобильности почек.

6. Практические упражнения из раздела крани-

альной остеопатии. В этом блоке изучаются

количественные и качественные характери-

стикиПДМклассическим захватом по Сатер-

ленду, а также паттерны сфенобазилярного

синхондроза. В процессе изучения краниаль-

ных пальпаторных упражнений слушатели

вновь практикуют умения правильной поста-

новки внимания, присутствия, нейтрально-

сти. Особое внимание уделяется правильной

позе тела и рук слушателя в процессе крани-

альной диагностики.

7. Изучение теории мануальной термодиагно-

стики, проведение практических упражне-

ний, направленных на исследование тепло-

вых проекций различных органов в норме

и при патологии [6].

8. В завершение преподаватель отвечает на во-

просы, вызвавшие затруднения у слушателей.

При необходимости проводятся специаль-

ные тренинги, направленные на достижение

нейтральности.

Факторы, влияющие на развитие

пальпаторной чувствительности.

Негативные факторы.

На начальных этапах

преподавания пальпации отмечено, что при рав-

ном вкладе в освоение техник не у всех слуша-

телей получаются одинаковые результаты. Эти

различия существуют как в качестве, так и в ско-

рости достижения приемлемых результатов.

Также следует иметь в виду, что все слушатели

имеют разный исходный уровень пальпаторной

чувствительности. Собственные исследования

показывают, что на начальном уровне до 35%

обучающихся уже имеют вполне приемлемый

уровень пальпации. Ив то же время 15%обучаю-

щихся имеют весьма низкие показатели, не обе-

спечивающие приемлемые результаты при вы-

полнении диагностических техник из краниаль-

ного и висцерального разделов остеопатии.

В процессе обучения эти факторы необхо-

димо учитывать, так как, во-первых, конечной

целью такого обучения является обеспечение

высокой пальпаторной результативности у каж-

дого слушателя. И, во-вторых, в процессе обу-

чения хорошая обучаемость слушателей обеспе-

чивается в однородной группе. Для достижения

такой однородности необходимо, как было вы-

яснено авторами, учитывать ряд клинических

и биологических факторов в отношении обуча-

ющихся остеопатов. В данной статье мы пере-

числим наиболее значимые факторы. Полный

список факторов, влияющих на развитие паль-

паторного навыка, приведен в источнике [6].

К факторам, влияющим на пальпаторную

чувствительность относятся, в первую очередь,

клинические факторы. Различные патологиче-

ские факторы, оказывающие влияние на функ-

циональное (иногда и морфофункциональное)

состояние нервной системы способны суще-

ственно снизить функции центральной нервной

системы, обусловливающие восприятие, анализ

и интерпретацию получаемой пальпаторной ин-

формации (табл. 1).

Таблица 1.

Влияние поражений нервной

системы на пальпаторную чувствительность

Патологический фактор

Уменьшение

чувствитель-

ности, %

Рубцы в проекции периферических

нервов в регионах кисти и предплечья

16 [7]

Соматические дисфункции костей

свода черепа

7 [7]

Соматические дисфункция паренхи-

мы головного мозга

33 [8]

Дезорганизация вегетативной нервной

системы при хронических стрессах

11 [9, 10]

Вышеперечисленные клинические наруше-

ния в большинстве случаев устраняются посред-

ством проведения соответствующих остеопати-

ческих техник до достижения положительных

результатов. В меньшей части случаев прихо-

дится привлекать другие методы лечения.

Адаптационные синдромы, проявляющиеся

в виде длительных стрессов, вплоть до развития

синдрома хронической усталости купируются

специализированными терапевтическими ла-

зерными технологиями как в монотерапевтиче-

ском режиме [11], так и в комбинации с осте-

опатической коррекцией. Также и устранение

патологических фасциальных тяг, создаваемых

рубцовыми процессами в зонах прохождения

периферических нервов, наиболее оптимально

лечить в комбинации с физиотерапевтическим