ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
40
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 2 (16) 2016
проприоцептивную и температурную чувстви-
тельность, а также перцепцию. Проприоцептив-
ная и температурная чувствительность считает-
ся в остеопатической практике низкоуровневой,
так как в ее осуществлении не возникает особой
потребности интеграции нескольких структур
центральной нервной системы. Перцепция же
является высокоуровневой пальпацией, так
как для ее осуществления требуется мобилиза-
ция большей части структур центральной нерв-
ной системы. Если проприоцептивная и тем-
пературная чувствительность позволяет выпол-
нить лишь локальную диагностику, осуществля-
емую в пределах отдельного региона или органа,
диагностический охват перцепционного иссле-
дования гораздо шире. В понимании остеопатов
перцепция определяет возможность трехмерно-
го исследования тела пациента [1]. Перцепци-
онная диагностика в ходе проведения лечебной
процедуры необходима, прежде всего, для опре-
деления стратегии лечения.
Поднимая вопрос стратегии лечения, мы
должны вспомнить, что существует два вариан-
та стратегии остеопатического лечения, опреде-
ляемые текущим патологическим состоянием
пациента. Условно эти патологические состоя-
ния подразделяются на острые и хронические.
В острых случаях коррекция производится не-
посредственно в зоне патологического пораже-
ния [2]. В терапевтическом процессе врач при-
меняет низкоуровневые пальпаторные навыки:
в основном проприоцептивные ощущения.
Однако, остеопату редко удается иметь дело
с острыми случаями. Большинство случаев об-
ращения к остеопату связано хроническими па-
тологическими состояниями.
Хроническое же течение заболеваний име-
ет тенденцию к глобализации патологического
процесса за счет формирования различных ком-
пенсаций, создаваемых организмом для «облег-
чения» состояния пораженного органа или тка-
ни. Стратегия лечения таких пациентов и опре-
деляется глобальными показателями тела, опре-
деляемыми с помощью перцепции [1]. Исполь-
зование проприоцептивной (и температурной)
чувствительности в этом случае осуществляется
не на стратегическом, а на тактическом уровне ─
во время отработки части лечебных техник. Пер-
цепционная диагностика позволяет в конечном
итоге определить тот орган (или несколько ор-
ганов), которые будут целевыми в процессе вы-
полнения лечебной работы. Насколько точен
будет остеопат в определении первопричины,
настолько и эффективна будет выполняемая
остеопатическая коррекция.
Кроме этого, с помощью перцепции остеопат
может дать ответ и на другой важный вопрос ─
в какой момент завершить лечебный сеанс? Оп-
тимальная продолжительность лечебного сеанса
важна потому, что любое лечебное воздействие
несет для адаптационных систем организма
определенную нагрузку. И избыточное действие
любого лечебного фактора, в особенности ману-
ального, чревато для организма появлением не-
гативных реакций [3, 4].
Наличию хорошо развитых сенсорных навы-
ков придается большое значение в зарубежных
остеопатических школах. Мы можем приве-
сти в данном случае цитату из книги Л. Чейтоу
(2003), посвященной развитию пальпаторных
способностей остеопатов:
«Основа, на которой
строится все мастерство мануального остеопа-
тического лечения
─
это способность проводить
оценку состояния и умение читать знаки и сигна-
лы, которые посылает тело. В очень большой сте-
пени эта способность зиждется на пальпаторной
грамотности, развитие и повышение качества
которой должны быть, таким образом, основной
целью для любого, чья работа состоит в понима-
нии, уходе и, в конечном итоге, лечении живого
организма
[5]
.
Методология обучения пальпации
Обучение пальпации условно разделяется
на две ступени, включающие последовательное
изучение пальпации, а затем перцепции. В дан-
ной статье мы рассмотрим обучение пальпации.
Первая ступень обучения основам пальпа-
торного мастерства включает следующие этапы.
1. Изучение теоретического материала, вклю-
чающего сведения по анатомо-физиологиче-
ским основам кожной чувствительности.
2. Изучение тем, посвященных психическим
аспектам внимания, присутствия, интенции
и нейтральности. После освоения теорети-
ческого материала слушателям предлагаются
практические упражнения для закрепления.
3. Практические упражнения, направление
на освоение умений определения:
•
фактуры поверхностных тканей,
•
плотности поверхностных (кожа) и глубо-
ко расположенных (фасции, мышцы) тка-
ней,
•
физиологических барьеров суставов,
•
дыхательного, сердечного ритмов, пер-
вичного дыхательного механизма (ПДМ),
•
температуры тканей.
4. Практические упражнения клинического типа
из раздела структуральной остеопатии. Осваи-
ваемые упражнения подбираются по принци-
пу от простого к сложному. В данном случае
этот принцип обусловлен разницей в ампли-