Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  40 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 40 / 64 Next Page
Page Background

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

40

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 2 (16) 2016

проприоцептивную и температурную чувстви-

тельность, а также перцепцию. Проприоцептив-

ная и температурная чувствительность считает-

ся в остеопатической практике низкоуровневой,

так как в ее осуществлении не возникает особой

потребности интеграции нескольких структур

центральной нервной системы. Перцепция же

является высокоуровневой пальпацией, так

как для ее осуществления требуется мобилиза-

ция большей части структур центральной нерв-

ной системы. Если проприоцептивная и тем-

пературная чувствительность позволяет выпол-

нить лишь локальную диагностику, осуществля-

емую в пределах отдельного региона или органа,

диагностический охват перцепционного иссле-

дования гораздо шире. В понимании остеопатов

перцепция определяет возможность трехмерно-

го исследования тела пациента [1]. Перцепци-

онная диагностика в ходе проведения лечебной

процедуры необходима, прежде всего, для опре-

деления стратегии лечения.

Поднимая вопрос стратегии лечения, мы

должны вспомнить, что существует два вариан-

та стратегии остеопатического лечения, опреде-

ляемые текущим патологическим состоянием

пациента. Условно эти патологические состоя-

ния подразделяются на острые и хронические.

В острых случаях коррекция производится не-

посредственно в зоне патологического пораже-

ния [2]. В терапевтическом процессе врач при-

меняет низкоуровневые пальпаторные навыки:

в основном проприоцептивные ощущения.

Однако, остеопату редко удается иметь дело

с острыми случаями. Большинство случаев об-

ращения к остеопату связано хроническими па-

тологическими состояниями.

Хроническое же течение заболеваний име-

ет тенденцию к глобализации патологического

процесса за счет формирования различных ком-

пенсаций, создаваемых организмом для «облег-

чения» состояния пораженного органа или тка-

ни. Стратегия лечения таких пациентов и опре-

деляется глобальными показателями тела, опре-

деляемыми с помощью перцепции [1]. Исполь-

зование проприоцептивной (и температурной)

чувствительности в этом случае осуществляется

не на стратегическом, а на тактическом уровне ─

во время отработки части лечебных техник. Пер-

цепционная диагностика позволяет в конечном

итоге определить тот орган (или несколько ор-

ганов), которые будут целевыми в процессе вы-

полнения лечебной работы. Насколько точен

будет остеопат в определении первопричины,

настолько и эффективна будет выполняемая

остеопатическая коррекция.

Кроме этого, с помощью перцепции остеопат

может дать ответ и на другой важный вопрос ─

в какой момент завершить лечебный сеанс? Оп-

тимальная продолжительность лечебного сеанса

важна потому, что любое лечебное воздействие

несет для адаптационных систем организма

определенную нагрузку. И избыточное действие

любого лечебного фактора, в особенности ману-

ального, чревато для организма появлением не-

гативных реакций [3, 4].

Наличию хорошо развитых сенсорных навы-

ков придается большое значение в зарубежных

остеопатических школах. Мы можем приве-

сти в данном случае цитату из книги Л. Чейтоу

(2003), посвященной развитию пальпаторных

способностей остеопатов:

«Основа, на которой

строится все мастерство мануального остеопа-

тического лечения

это способность проводить

оценку состояния и умение читать знаки и сигна-

лы, которые посылает тело. В очень большой сте-

пени эта способность зиждется на пальпаторной

грамотности, развитие и повышение качества

которой должны быть, таким образом, основной

целью для любого, чья работа состоит в понима-

нии, уходе и, в конечном итоге, лечении живого

организма

[5]

.

Методология обучения пальпации

Обучение пальпации условно разделяется

на две ступени, включающие последовательное

изучение пальпации, а затем перцепции. В дан-

ной статье мы рассмотрим обучение пальпации.

Первая ступень обучения основам пальпа-

торного мастерства включает следующие этапы.

1. Изучение теоретического материала, вклю-

чающего сведения по анатомо-физиологиче-

ским основам кожной чувствительности.

2. Изучение тем, посвященных психическим

аспектам внимания, присутствия, интенции

и нейтральности. После освоения теорети-

ческого материала слушателям предлагаются

практические упражнения для закрепления.

3. Практические упражнения, направление

на освоение умений определения:

фактуры поверхностных тканей,

плотности поверхностных (кожа) и глубо-

ко расположенных (фасции, мышцы) тка-

ней,

физиологических барьеров суставов,

дыхательного, сердечного ритмов, пер-

вичного дыхательного механизма (ПДМ),

температуры тканей.

4. Практические упражнения клинического типа

из раздела структуральной остеопатии. Осваи-

ваемые упражнения подбираются по принци-

пу от простого к сложному. В данном случае

этот принцип обусловлен разницей в ампли-