Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  42 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 42 / 64 Next Page
Page Background

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

42

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 2 (16) 2016

воздействием. Наилучшим выбором в этих слу-

чаях является проведение курсовой ультразву-

ковой терапии через водный раствор лидазы

(или с использованием аналогичных фармако-

логических средств).

Вышеперечисленные дисфункции определя-

ют качество получения информации от рецеп-

торного аппарата, а подчас и количество инфор-

мации, дошедшей до соответствующих отделов

центральной нервной системы. Соответствую-

щее влияние оказывается и на интерпретацию

полученной информации. Другие типы дис-

функций – структурального и висцерального

типа также способны негативно повлиять на ка-

чество пальпации и перцепции остеопатов. Соб-

ственные практические исследования позво-

лили выявить негативное влияние этих типов

дисфункций на достижение нейтральности. За-

метим, что достижение нейтральности является

важным компонентом в осуществлении полно-

ценной перцепции [12].

Особенности индивидуальной работы слуша-

телей.

Процесс обучения пальпации слушателей-

остеопатов подразделяется на работу в группе

и обязательные индивидуальные занятия. Ин-

дивидуальная работа подразумевает не только

проведение повторных тренингов согласно той

информации, которая была получена слуша-

телями в учебной аудитории. Слушателям ре-

комендуется проводить работу, направленную

на изменение функциональной активности

головного мозга. Основной целью такой рабо-

ты является смещение акцентов деятельности

центральной нервной системы в сторону ее

правополушарной латерализации. Необходи-

мость функционального переформатирования

собственного головного мозга связана с тем,

что именно в правой половине головного мозга

находятся наиболее развитые центры сенситив-

ности. Это касается не только теменной доли

(именно правая теменная доля является иерар-

хически более «старшей» в обеспечении сенси-

тивности), но и эволюционно обусловленной

функции правого полушария головного мозга

в качестве интегрирующего центра всей сен-

сорной информации [13, 14]. Для обеспечения

функционального развития правого полушария

предлагается тренинговая система письма левой

рукой [6], практика специализированных меди-

тативных техник [1].

Объективная диагностика пальпаторной чув-

ствительности.

Важным критерием, обеспечивающим эф-

фективное преподавание пальпации является

возможность определения истинного состоя-

ния пальпаторной чувствительности у слуша-

телей. Здесь не годятся субъективные оценки

самих обучающихся, так как собственные оцен-

ки на фоне вполне определенной мотивации

генерируют ошибочные данные, подчас отли-

чающиеся на несколько порядков от истинных

значений параметров, определяемых инстру-

ментально. Только наличие диагностических

систем объективного типа позволяют опре-

делить реальную чувствительность кожи рук,

а при наличии ложных оценок выявить причину

и устранить ее.

Авторами в качестве такой диагностической

системы используется опытный прибор, полу-

чивший название «ИВИС» (название получено

по аббревиатуре слов: исследование вибраци-

онно индуцированной сенситивности). Прибор

состоит из блока, генерирующего вибрацию раз-

личной интенсивности (измеряется в дБ) и бло-

ка определения вегетативного ответа на полу-

ченный механический раздражитель. Этот блок

функционирует на базе аппаратно-программ-

ного комплекса «Диалаз» (производитель: ООО

«Бином», г. Калуга) и нужен для распознавания

ложных (иллюзорных) сообщений слушате-

лей об их ощущениях. Прибор «ИВИС» создан

в двух версиях. Версия 1 позволяет определить

чувствительность ладонной поверхности конце-

вых фаланг руки. Данный вариант позволяет вы-

явить доминирование правого или левого полу-

шария и превалирование чувствительной либо

интерпретирующей части сенсорной системы

головного мозга. Версия 2 прибора позволяет

определить чувствительность всей ладонной по-

верхности кисти руки.

Использование объективной системы опре-

деления чувствительности кожи ладонной по-

верхности кисти руки позволяет контролиро-

вать процесс развития пальпаторной чувстви-

тельности у слушателей-остеопатов. Также

после проведения таких исследований начи-

нающие остеопаты получают индивидуальные

рекомендации, направленные на оптимизацию

своего развития и дальнейшей профессиональ-

ной деятельности. В числе этих рекомендаций

будущие остеопаты узнают как – с открытыми

или закрытыми глазами им предстоит выпол-

нять диагностические и лечебные техники, ос-

нованные на использовании высокоуровневой

пальпации. Такие рекомендации определяются

тем, какая зона головного мозга – интерпрети-

рующая или сенсорная доминирует у отдельно-

го индивида [6].

Описанная программа обучения основам

пальпации в течение 2014 г. апробировалась

на базе «Кубанского института остеопатической