ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
42
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 2 (16) 2016
воздействием. Наилучшим выбором в этих слу-
чаях является проведение курсовой ультразву-
ковой терапии через водный раствор лидазы
(или с использованием аналогичных фармако-
логических средств).
Вышеперечисленные дисфункции определя-
ют качество получения информации от рецеп-
торного аппарата, а подчас и количество инфор-
мации, дошедшей до соответствующих отделов
центральной нервной системы. Соответствую-
щее влияние оказывается и на интерпретацию
полученной информации. Другие типы дис-
функций – структурального и висцерального
типа также способны негативно повлиять на ка-
чество пальпации и перцепции остеопатов. Соб-
ственные практические исследования позво-
лили выявить негативное влияние этих типов
дисфункций на достижение нейтральности. За-
метим, что достижение нейтральности является
важным компонентом в осуществлении полно-
ценной перцепции [12].
Особенности индивидуальной работы слуша-
телей.
Процесс обучения пальпации слушателей-
остеопатов подразделяется на работу в группе
и обязательные индивидуальные занятия. Ин-
дивидуальная работа подразумевает не только
проведение повторных тренингов согласно той
информации, которая была получена слуша-
телями в учебной аудитории. Слушателям ре-
комендуется проводить работу, направленную
на изменение функциональной активности
головного мозга. Основной целью такой рабо-
ты является смещение акцентов деятельности
центральной нервной системы в сторону ее
правополушарной латерализации. Необходи-
мость функционального переформатирования
собственного головного мозга связана с тем,
что именно в правой половине головного мозга
находятся наиболее развитые центры сенситив-
ности. Это касается не только теменной доли
(именно правая теменная доля является иерар-
хически более «старшей» в обеспечении сенси-
тивности), но и эволюционно обусловленной
функции правого полушария головного мозга
в качестве интегрирующего центра всей сен-
сорной информации [13, 14]. Для обеспечения
функционального развития правого полушария
предлагается тренинговая система письма левой
рукой [6], практика специализированных меди-
тативных техник [1].
Объективная диагностика пальпаторной чув-
ствительности.
Важным критерием, обеспечивающим эф-
фективное преподавание пальпации является
возможность определения истинного состоя-
ния пальпаторной чувствительности у слуша-
телей. Здесь не годятся субъективные оценки
самих обучающихся, так как собственные оцен-
ки на фоне вполне определенной мотивации
генерируют ошибочные данные, подчас отли-
чающиеся на несколько порядков от истинных
значений параметров, определяемых инстру-
ментально. Только наличие диагностических
систем объективного типа позволяют опре-
делить реальную чувствительность кожи рук,
а при наличии ложных оценок выявить причину
и устранить ее.
Авторами в качестве такой диагностической
системы используется опытный прибор, полу-
чивший название «ИВИС» (название получено
по аббревиатуре слов: исследование вибраци-
онно индуцированной сенситивности). Прибор
состоит из блока, генерирующего вибрацию раз-
личной интенсивности (измеряется в дБ) и бло-
ка определения вегетативного ответа на полу-
ченный механический раздражитель. Этот блок
функционирует на базе аппаратно-программ-
ного комплекса «Диалаз» (производитель: ООО
«Бином», г. Калуга) и нужен для распознавания
ложных (иллюзорных) сообщений слушате-
лей об их ощущениях. Прибор «ИВИС» создан
в двух версиях. Версия 1 позволяет определить
чувствительность ладонной поверхности конце-
вых фаланг руки. Данный вариант позволяет вы-
явить доминирование правого или левого полу-
шария и превалирование чувствительной либо
интерпретирующей части сенсорной системы
головного мозга. Версия 2 прибора позволяет
определить чувствительность всей ладонной по-
верхности кисти руки.
Использование объективной системы опре-
деления чувствительности кожи ладонной по-
верхности кисти руки позволяет контролиро-
вать процесс развития пальпаторной чувстви-
тельности у слушателей-остеопатов. Также
после проведения таких исследований начи-
нающие остеопаты получают индивидуальные
рекомендации, направленные на оптимизацию
своего развития и дальнейшей профессиональ-
ной деятельности. В числе этих рекомендаций
будущие остеопаты узнают как – с открытыми
или закрытыми глазами им предстоит выпол-
нять диагностические и лечебные техники, ос-
нованные на использовании высокоуровневой
пальпации. Такие рекомендации определяются
тем, какая зона головного мозга – интерпрети-
рующая или сенсорная доминирует у отдельно-
го индивида [6].
Описанная программа обучения основам
пальпации в течение 2014 г. апробировалась
на базе «Кубанского института остеопатической