Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  47 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 47 / 64 Next Page
Page Background

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

47

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 4 (6) 2013

ций любую новую частную задачу самоосущест-

вления, встающую перед организмом, можно

рассматривать, как дополнительное краевое

условие, при котором должно происходить це-

лостное самоосуществления организма. Таким

образом, режим саморегуляции, осуществляе-

мый организмом с целью решения задачи само-

осуществления является, одновременно, реак-

цией адаптации к дополнительному краевому

условию ее описывающему. Следовательно,

на языке задач самоосуществления:

• организм выделяет из всевозможных слабых

воздействий, класс управляющих сигналов,

с которыми он соотносит частные задачи

самоосуществления. Соотнесение состо-

ит в том, что слабое воздействие, выделяе-

мое как управляющий сигнал, распознается

как информация о предполагаемом дополни-

тельном краевом условии, при котором долж-

но проходить целостное самоосуществление

организма. Реакцией адаптации к управляю-

щему сигналу является опережающее обуче-

ние организма решению соотнесенной ему

задачи самоосуществления.

• для каждого управляющего сигнала организм

инициализирует режим саморегуляции, на-

правленный на опережающее обучение ре-

шению задачи самоосуществления символи-

зируемой этим сигналом. За осуществление

этого режима саморегуляции отвечает ини-

циализируемая для этой цели ФС.

• в результате, в организме развивается адап-

тивная реакция опережающего обучения

решению задачи самоосуществления, сим-

волизируемой распознанным управляю-

щим сигналом. Эта реакция, вообще говоря,

не может рассматриваться как тождественная

реакции адаптации, возникающей в организ-

ме при реальном предъявлении ему соответ-

ствующей задачи самоосуществления. Пер-

вая из указанных адаптивных реакций долж-

на быть названа подготовительной и/или об-

учающей по отношению ко второй, которая

может рассматриваться как «экзамен» по от-

ношению к первой.

Предполагаемый результат решения обучаю-

щей задачи репрезентируется организмом в виде

изменения состояния его подсистем, по которо-

му и отслеживается феномен ИР. После иници-

ализации режима саморегуляции, соответству-

ющего выделенному управляющему сигналу,

организм переходит в новое состояние: выделя-

ет новый класс управляющих сигналов и соот-

несенных им обучающих задач, которые могут

быть решены при получении сигнала из этого

класса.

Замечания

1. Феномен ИР не является физическим, хотя

он полностью опосредован биологическими

(биофизическими и биохимическими) процес-

сами, происходящими в организме, позволяю-

щими осуществить прием/восприятие сигнала

и его обработку. Это феномен теории управле-

ния сложноорганизованными саморегулирую-

щимися системами, характерный, в частности,

для любых биологических объектов. Возможно,

что те или иные фазыИР опосредованы физиче-

ским резонансом, но на сегодняшний день это

не установлено.

2

.

С экспериментальной точки зрения фазы

реагирования и сепарации в процессе разви-

тия ИР неразличимы. Их разделение является

методическим приемом, удобным, например,

при рассмотрении задачи терапии/обучения

с преодолением препятствий (хроносемантиче-

ской терапии), и, соответственно, задаче диа-

гностики препятствий (хроносемантической

диагностики) по отношению к заданной задаче

терапии/обучения.

3. Практика измерения изменений состоя-

ния репрезентативных подсистем организма,

применяемых с диагностической целью, по-

зволяет выделить два компонента проявления

ИР, которые в дальнейшем будут называться,

соответственно, прямым и опосредованным

ИР. Прямой ИР представляет собой непосред-

ственное изменение измеряемых показателей

репрезентативной подсистемы, при измерении

без использования дополнительных тест-т со-

бой изменение класса тест-указателей, вызыва-

ющих прямой ИР, на фоне измеряемого тест-

указателя. В этом случае процедура измерения

называется также измерением с фильтрацией

через исходный тест-указатель. Дополнитель-

ные тест-указатели, используемые для измере-

ния опосредованного ИР, называются пробны-

ми тест-указателями.

Примеры информационных

резонансов

В сочетанном методе ВРТ-БРТ вегетативные

резонансы, возникают при воздействии на орга-

низм слабыми электромагнитными сигналами –

«информационными препаратами» для записи,

хранения и воспроизводства которых исполь-

зуется специальная электронная аппаратура

[11, 12], или переменными электромагнитными

полями большей амплитуды. Репрезентативной

подсистемой осуществляющей символический