XIII ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РЕФЛЕКСОТЕРОПЕВТОВ
24
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 4 (30) 2019
4) Повышение уровня интеллекта и концен-
трации внимания детей,
5) Помочь детям адаптироваться к обычной
жизни.
Материалы и методы
Обследовано и пролечено 5 мальчиков и 4
девочек в возрасте от 3 до 6 лет лет, страдаю-
щих алалией, плохой концентрацией внимания
и асоциальностью. Все дети были обследованы
в Московском НИИ Педиатрии в отделении
Речевого развития. Родители детей обратились
в нашу клинику с предварительно поставлен-
ным диагнозом. Уровни развития детей оце-
нивались по Рейтинговой шкале АУ у детей –
CARS (Childhood Autism Rating Scale). Методы
лечения включали прижигание, корпоральную,
аурикулярную и скальп АП в сочетании с психо-
терапией и арт-терапией в детских центрах.
Выбор точек воздействия осуществляли в со-
ответствие с ведущей симптоматикой аутисти-
ческого спектра Прижигание обычно проводили
по точкам BL11, BL15, КI6. АП применяли толь-
ко на одну точку за сеанс чаще используя точки
ST36 и LI4. У пациентов с дефицитом печени
и почек использовали тонизирующий метод.
Он же применялся при недостаточности сердца
и селезенки. У пациентов с жаром в сердце и пе-
чени – тормозным методом. Аурикулотерапию
проводили методом цубо терапии, прикрепляя
маленькие зёрна риса на ушную раковину на три
дня, и далее меняя аурикулярные точки 55 и 51.
Стимуляция точек 51 (симпатическая нервная
система) и 55 (шэнь-мэнь) обеспечивает успо-
коительный эффект. Скальп – АП считается
одним из лучших методов для улучшения кон-
центрации внимания и речевых навыков. Она
повышает перфузию крови, улучшает функции
головного мозга, способствует социальной адап-
тации, познавательным процессам и развитию
речи у детей. Скальп – АП по Сы-Шен-Цу про-
водили всем детям, методику Лиу Жен-Хуана
применяли у детей с алалией и проявлениями
агрессии, а систему Ямомото применяли у детей
с сопутствующими заболеваниями, например,
позвоночника.
Результаты
После курса лечения у всех детей улучшились
память, концентрация внимания, речевые и со-
циальные навыки. Двое из них ходят в среднюю
школу, а один собирается в детский сад. Всё вы-
шесказанное позволяет полагать, что акупун-
ктура оказала положительный эффект на рече-
вые, поведенческие навыки детей.
Заключение
Комплексное использование прижигания,
корпоральной, аурикулярной и скальп АП спо-
собствовало улучшению концентрации внима-
ния, познавательных процессов, речевых и ком-
муникативных навыков. Доказана возможность
применения скальп АП у детей – аутистов.
Благодаря этим эффектам дети пошли в сред-
нюю школу и хорошо учатся. Второй и третий
мальчики учатся в 6 классе, Первый мальчик всё
ещё проходит курс лечения и у него есть поло-
жительная динамика.
Литература
1. Каращук Л.Н., Разживина М.И. Проблема
аутизма в современном мире. Электрон-
ный научный журнал «Личность в меня-
ющемся мире: здоровье, адаптация, раз-
витие»
www.humjournal.rzgmu.ru/E-mail:
humjournal@rzgmu.ru..
2. Li YW, Zhang R. Development of studies on
acupuncture treatment of childhood autism
.
Zhen Ci, Yan Jiu. 2012 Jun;37 (3):242-6.
3. AboAlmaaliHMM,GelewkhanA.,MahdiZAA.
Analysis of Evidence-Based Autism Symptoms
Enhancement by Acupuncture. J Acupunct
Meridian Stud. 2017 Dec;10 (6):375-384.
4. Liu C, Li T, Wang Z, Zhou R, Zhuang L. Scalp
acupuncture treatment for children»s autism
spectrum disorders: A systematic review and
meta-analysis. Medicine (Baltimore). 2019.
Mar;98 (13): e14880.
5. Warren LR, Rao PA, Paton DC. A Pilot
Observational study of an acupressure/
acupuncture intervention in children with autism
spectrum disorder. J Altern Complement Med.
2017 Nov;23 (11):844-851.
6. Lyra L, Rizzo LE, Sunahara CS et al. What
do Cochrane systematic reviews say about
interventions for autism spectrumdisorders? Sao
Paulo Med J. 2017 Mar-Apr;135 (2):192-201.
7. Abo Almaali HMM, Gelewkhan A,Mahdi ZAA.
Analysis of evidence-based autism symptoms
enhancement by acupuncture. J Acupunct
Meridian Stud. 2017 Dec;10 (6):375-384.