ПЕРЕВОДЫ И РЕФЕРАТЫ
57
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 2 (24) 2018
пиальный план построения организма челове-
ка, пришедшего однажды в этот мир для дис-
куссии с ним. Вместе с изменяющимся миром
эти принципы постоянно преформируются; они
служат межчеловеческому общению и позволя-
ют без вербальной поддержки непосредственно
каждым быть понятым и понимаемым.
Если проследить ход меридианов эволюцион-
ных форм, например, шао ян или тай ян, то мож-
но заметить, что по сравнению с инволюцион-
ным изображением они потеряли свои знакомые
углы и зубцы – они как бы выровнялись, стали
плавными. Одни и те же мышечные цепи, стяну-
тые в инволюции, теперь находятся в растянутом
состоянии, феноменологически они оказывают-
ся более «оживленными» и более «разомкнуты-
ми», чем остальное тело. Измененное поведение
эволюционных форм определяется функцио-
нальным состоянием мышц – оно не является
контракцией, но и не идентично пассивному рас-
тяжению, расслаблению или ослаблению мышц,
напротив, оно гарантирует мягкую, но полную
энергии двигательную игру. Следовательно, са-
мой важной и естественной задачей меридианов
является здоровое жизненное поведение.
Это поведение разомкнутого существова-
ния сопровождается свободным беззвучным
экономичным дыханием, которое во всяком
случае ощущается человеком кинестетически
как оживленность и психологически как ра-
дость. С помощью пневмографии оказалось
возможным нарисовать дыхательные кривые,
специфичные для каждой эволюционной фор-
мы: дыхательные движения были зафиксирова-
ны в той области туловища, где находится орган,
давший название соответствующему меридиану,
– нижний уровень – дыхание в области таза
– средний уровень – дыхание в центре туло-
вища
– верхний уровень – дыхание в области
грудной клетки.
Из этого автор делает следующие выводы:
Органоспецифичность меридиана можно
объяснить особенностями иннервации, кото-
рая одновременно отвечает за размыкание мы-
шечной цепи и за изменение механики дыхания
в определенной части тела.
СенсациюDe-Qi, которую китайцы описыва-
ли как нечто неопределенное, можно сравнить
с неописуемым ощущением текущей жизнен-
ности, которая может восприниматься особым
методом в разомкнутых областях тела.
Заключение автора.
Китайская меридианная система – проекци-
онная схема сенсомотороной энграммы интен-
ционально обусловленных архаичных структур
поведения, поэтому ее можно обнаружить толь-
ко в живом организме. В диагностическом пла-
не инволюционные формы поведения помогают
выявить патологические функции (состояния);
эволюционные формы оказывают существен-
ное терапевтическое влияние, их можно ис-
пользовать в превентивных целях в структуре
двигательных систем тай цзи и ци гун и др.
Литература
1. Glaser, V.: Die Realisierung der Chinesischen
Meridiane. Erfahrungsheilk. Jg IV, 11/1957.
2. Glaser, V.: Sinnvolles Atmen. Luttke Verlag,
Berlin 1957. Neuauflage: Humata Verlag, Bern
1988.
3. Glaser, V.: Keirakus als atemzwigende Haltun-
gen. Atem, Heft 1/1960.
4. Glaser, V.: Das chinesische Meridiansystem als
Grundlage einer modernen Bewegenslehre. In:
Eutonie. Hrsg. Alexander, Haus Verlag, 1964,
5. Glaser, V.:Sinnvolle Gymnastik. Helfer V., Bad
Homburg 1965.
6. Glaser, V.: Eutonie. Lehrbuch fur Psychotonik,
Haug Verlag, 1980, 2. Aufl. 1982.
7. Glaser, V.: Die Hauptmeridiane als Wirkungs-
feld archaischer Intentionen und ihre, Beruck-
richtigung in der BFD. Erfahrungsheilk. 6/1987.
Комментарии
J. Gleditsch
Меридианы как организационные элементы
внутри АП сегодня воспринимаются как про-
странственные сетевые структуры, объединяю-
щие малые структурные единицы – точки в не-
кое «целое». Как известно, существуют горизон-
тальные соединения сдвоенных противополяр-
ных меридианов – основа пяти классических
элементов ТКМ, но есть и вертикальные объе-
динения сдвоенных однополярных меридианов,
образующие терапевтически значимые верти-
кальные оси, названные китайцами однородны-
ми «проводящими путями», японцами – Кei –
Ra – Ku. Для западного подхода к АП особенно
очевидно соответствие их распространенным
кинестетическим функциональным мышечным
цепям организма. V. Glaser сознательно выбрал
Kei-Ra-Ku для своего видения меридианной
феноменологии, т. к. он воспринимал меридиа-
ны не только как ряд точек или энергетические
пути, но и как энграммы, записанные на теле
человека. Он исходил из чувственной работы
тела, события телесной динамики – внутрен-
ний аспект ясно представил в своих десятиле-
тиями проводимых исследованиях и эскизах.