ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
44
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 2 (24) 2018
Сухая чага легко воспламеняется, равномер-
но тлеет, выделяя при этом большое количе-
ство тепла. В отличие от восточной методики
прижигания полынными сигарами, когда точку
воздействия прогревают на расстоянии, лесные
ненцы использовали контактный способ при-
жигания. Сначала щепочкой или спичкой на-
щупывали болевую точку на теле, накладывали
на это место кусочек бумаги с заранее вырезан-
ным небольшим отверстием, чтобы не обжечь
тело вокруг выбранной точки. Для лечебного
применения брали небольшое количество чаги,
размером со спичечную головку, на кончике
ножа поджигали, а затем прикладывали к вы-
бранной точке на теле. Прижигание длилось 2-3
минуты. Чтобы чага тлела, над ней слегка махали
ножом, создавая потоки воздуха, которые не по-
зволяли ей погаснуть. Считается, что если точ-
ка выбрана правильно, то горящая чага должна
отскочить с легким треском от образовавшегося
пузыря. Затем бумагу убирали, а процесс по-
вторяли до тех пор, пока чага не перестанет от-
скакивать. Тогда пепел прижимали кончиком
ножа и оставляли его на коже. Кожа перед при-
жиганием не обрабатывалась, а после образова-
ния ожога повязка не накладывалась. Обычно
на первом этапе использовали внутренний рых-
лый слой чаги, он менее горюч, поэтому процесс
прижигания не столь болезненный. На следую-
щих этапах брали твердый наружный слой чаги,
который оказывает более сильное действие.
При головных болях применяли прижигание
в области шеи, при боли в спине – точки в об-
ласти поясницы. Для подавления мучительно-
го кашля делали прижигание точек на тыльной
поверхности кисти между основными фалан-
гами безымянного пальца и мизинца, а также
над ключицами. Прижигание не применяется
при кровохаркании, болях в сердце и при бере-
менности [6].
Заключение
Исторически сложилось так, что народы, за-
селявшие территории в бассейнах Инда и Ганга
(Индия), Желтой реки (Китай), среднего и ниж-
него течения Нила (Египет), Тигра и Ефрата
(Вавилония), раньше других вступили на путь
перехода от первобытнообщинного строя с его
кочевой жизнью к рабовладельчеству, для кото-
рого характерна оседлость, развитие сельского
хозяйства и ремёсел. Земледелец вынужден был
давать оценку всем отдельным элементам при-
роды – почве, рельефу местности, животным,
населяющим эту местность, растительности,
климату, временам года. Это вероятно и опреде-
лило, то, что именно на Древнем Востоке стала
зарождаться культура. Однако и у народа севе-
ра Сибири, где основными промыслами были
охота, рыболовство и оленеводство, а условия
проживания на грани экстремальных, также за-
рождалась культура и формировались философ-
ские взгляды на мироустройство, создавались
собственные методы народной медицины, кото-
рые по прошествии многих веков трансформи-
ровались в рефлексотерапию. Малочисленность
лесных ненцев, преследования народной меди-
цины на раннем этапе становления советской
власти в Сибири, отсутствие письменности,
возможность осуществлять передачу информа-
ции только «из уст в уста», сыграло отрицатель-
ную роль в развитии метода рефлексотерапии
в нашей стране как «отечественного», в отличие
от многих восточных стран, где народные мето-
ды лечения внимательно изучались, сохраня-
лись и поддерживались.
Литература
1. Табеева Д.М.. Практическое руководство
по иглорефлексотерапии. М.: Медпресс-ин-
форм 2016 г. –440 с.
2. Альтман Н.С., Альтман А.Н. Принцип фор-
мирования и построения акупунктурно-
го рецепта. Научно-практический журнал
«Рефлексотерапия и комплементарная ме-
дицина» №3 (17) 2016 г. с. 37-43
3. Вербов Г. Д. Лесные ненцы. Журнал «Совет-
ская этнография» 1936г с. 37-43
4. Турутина. П. Г. Лесные ненцы. Сказание
земли Пуровской. 2004 г. –125 с.
5. Пишель Я. В., Шапиро М.И., Шапи-
ро И.И.. Анатомо-клинический атлас реф-
лексотерапии.
Под редакцией проф. Золь-
никова С.М. М. Медицина. 1989 г. 144
с.
6. Гардамшина, М.И. Чеботаева Н.А., Кали-
тенко Е.В., Саврасова Г.П.. «Лесные ненцы».
Новосибирск: ИНФОЛИО, 2006. – 288 с