ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
41
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 2 (24) 2018
Исторические и географические
сведения
Лесные ненцы – малочисленный северный
народ, проживающий в Ямало – Ненецком ав-
тономном округе Тюменской области. Лесные
ненцы занимают территорию в бассейнах рек
Пур и Таз. Первыми относительно достоверны-
ми сведениями о лесных ненцах являются дан-
ные, полученные в ходе экспедиции 1602 года,
предпринятой русскими воеводами для при-
соединения этих земель к Сургутскому уезду.
В книге, изданной в 1627 г. содержатся сведения
о существовании лесных ненцев: «А за рекою
за Обью 200 верст пал в море река Таз. А в Таз
реку пала река Пур. А по реке по Тазу Мангазея,
Самоядь, Пяки». Пяк – это род лесных ненцев,
который существует до настоящего времени [3].
Климат на территории проживания лесных
ненцев характеризуется как суровый. Это про-
является в низких зимних температурах, боль-
шой амплитуде температур холодного и теплого
периодов года. В пределах проживания лесных
ненцев располагаются тундровая зона с харак-
терными для неё почвами и растительностью.
Оказавшись лицом к лицу с суровой северной
природой Сибири, лесные ненцы хранили по-
ложительный опыт прошлых поколений, пере-
давали его своим потомкам, а накопленные
знания использовали для выживания. Народная
медицина лесных ненцев являлась частью этого
опыта и существовала как область специфиче-
ских знаний.
Религия и философия
Большое влияние на формирование народ-
ной медицины оказывали религиозные пред-
ставления лесных ненцев. В основе этих пред-
ставлений лежало одухотворение природы. Если
мы сравним восточную философию, на которой
основана традиционная рефлексотерапия и ре-
лигиозные представления о мироустройстве
лесных ненцев, то обнаружим в них общую на-
правленность.
Дао
в восточной философии – это универ-
сальное единство мира. Дао господствует вез-
де и во всем, всегда и безгранично. Его никто
не создал, но всё происходит от него, чтобы за-
тем, совершив кругооборот, снова в него вер-
нуться.
Нум
в представлении лесных ненцев
это мировая энергия, «небесный старик», одно-
временно и живое существо и Великий разум.
По представлениям лесных ненцев, он создал
всё вокруг. Согласно представлениям лесных
ненцев «мировая энергия» представлена в тео-
рии
север – юг и
«семь стихий нума», распола-
гающихся на «стреле времени» (рис. 1), которые
могут служить аналогом концепций инь – ян
и пяти первостихий восточной философии.
Три светлых (хороших) и три темных (пло-
хих) сил, седьмой символ Нум Вэко— это объ-
единение 6-ти сил, аналогичное монаде Тай
Цзи Ту в традиционной китайской медицине.
Как и в восточной философии, в представле-
ниях лесных ненцев прослеживается основной
постулат универсальности – взаимопроникаю-
Рис. 1.
Философская теория север – юг и стрела времени лесных ненцев