ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
42
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 2 (24) 2018
щие связи, которые создают гармонию жизни.
Согласно представлениям лесных ненцев,
нум
земными делами не занимается, у него были
помощники – духи, которые являлись хозяева-
ми рек, озер, ветра и огня. Они могли прине-
сти удачу, но могли и наслать несчастья и бо-
лезни. Духи олицетворяли для лесных ненцев
две противоположные силы – добро и зло. По-
рождением сил зла являлись болезни. Болезни
и травмы воспринимались не как случайность,
а как следствие вмешательства духов и их маги-
ческого воздействия на человека. Нарушение
законов, обрядов и ритуалов считалось одной
из главных причин, которые позволяли злым
духам проникнуть в тело человека и вызвать бо-
лезни. Древние врачеватели старались выгнать
злых духов [4].
Методы и средства
народной медицины
Опираясь на религиозные представле-
ния о мире и человеке, лесные ненцы, также
как и восточные народы, использовали иглоука-
лывание и прижигание. До появления железных
игл, иглоукалывание выполняли при помощи
костяных игл. Хорошо вываренную и высушен-
ную щучью голову с её острыми зубами при-
кладывали к больному месту (суставам, шее,
пояснице), прижимали щучьи зубы до появле-
ния капель крови. Высушенные щучьи головы
хранились в жилищах лесных ненцев как обе-
реги (Рис. 2) Щука была священным животным
для лесных ненцев и могла «выгрызать» болезни
из тела человека.
вываренная голова щуки
зубы нижней челюсти щуки
высушенная голова щуки – оберег
Рис. 2.
Голова щуки как инструмент для иглоукалывания и оберег