МЕТОДОЛОГИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ВОСТОЧНОЙ МЕДИЦИНЫ И СОВРЕМЕННАЯ НАУКА
9
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 3 (21) 2017
чи наиболее сильного течения – «источниками»
(
юань
源
), места движения, обозначенного иеро-
глифом (
син
行
) – «каналами» (
цзин
经
), а места
входа – «устья» (
хэ
合
).
Далее указываются основные принципы
иглоукалывания и прижигания данных точек
в соответствии с пятью сезонами традицион-
ного китайского календаря [6, 10, 11], которые
в целом соответствуют четырем временам года
с дополнительным включением пятого сезона,
именуемого «долгим летом» и представляющего
собой 18 дней перед началом каждого из четы-
рех сезонов: перед «началом весны» (
ли чунь
立
春
) в разные годы около 4-5 февраля, «станов-
лением лета» (
ли ся
立夏
) 5-6 мая, «становлени-
ем осени» (
ли цю
立秋
) 7-8 августа и «началом
зимы» (
ли дун
立冬
) 7-8 ноября.
Основное правило иглоукалывания и прижи-
гания представляет здесь [6] принципиальную
рекомендацию об использовании точек в соот-
ветствующие сезоны: весной – «ручьи» (
ин
荥
),
летом – «быстрины» (
шу
输
), в сезон «долгое
лето» – «каналы» (
цзин
经
), осенью – «устья» (
хэ
合
) и зимой – «колодцы» (
цзин
井
).
Вначале рассматриваются три
инь
и три
ян
ка-
налы рук и их точки. Течение
ци
по каналам трех
инь
рук рассматривается в связи с шестью точ-
ками, с выходом в точках «колодцах», протека-
нием по «ручьям», «быстринам», с ответвлением
в точках «коллатералях» (которые здесь указы-
ваются вместо точек «источников»), прохожде-
нием по «каналам» и входом в «устья». Легкие,
сосуд (
май
脉
)
тай инь
на руке (
шоу тай инь
手太
阴
), сердце, коллатераль-сосуд перикарда (
синь-
бао ло-май
心包
络
脉
) и сердце, сосуд
шао инь
на руке (
шоу шао инь май
手少阴脉
).
Течение
ци
по каналам трех
ян
рук рассма-
тривается в связи с шестью точками, с выходом
в точках «колодцах», протеканием по «ручьям»,
«быстринам», с максимальным проявлением
в точках «источниках», прохождением по «ка-
налам» и входом в «устья». Толстый кишечник,
сосуд
ян мин
на руке (
шоу ян мин май
手阳明脉
),
тройной обогреватель (
сань цзяо
三焦
), сосуд
шао ян
на руке (
шоу шао ян май
手少阳脉
) и тон-
кий кишечник, сосуд
тай ян
на руке (
шоу тай ян
май
手太阳脉
).
Далее рассматриваются три
инь
и три
ян
кана-
лы ног и их точки. Течение
ци
по каналам трех
ян
ног рассматривается в связи с шестью точка-
ми, с выходом в точках «колодцах», протекани-
ем по «ручьям», «быстринам», с максимальным
проявлением в точках «источниках», прохожде-
нием по «каналам» и входом в «устья». Желудок,
сосуд
ян мин
на ноге (
цзу ян мин май
足阳明脉
),
желчный пузырь, сосуд
шао ян
на ноге (
цзу шао
ян май
足少阳脉
) и мочевой пузырь, сосуд
тай
ян
на ноге (
цзу тай ян май
足太阳脉
).
Течение
ци
по каналам трех
инь
ног рассма-
тривается в связи с шестью точками, с выходом
в точках «колодцах», протеканием по «ручьям»,
«быстринам», с ответвлением в точках «колла-
тералях» (которые здесь указываются вместо то-
чек «источников»), прохождением по «каналам»
и входом в «устья». Данная схема точек воспро-
изводится при описании сосуда селезенки
тай
инь
на ноге (
цзу тай инь май
足太阴脉
). В тексте,
имеющем отношение к сосудам
цзюэ инь
и
шао
инь
имеются особенности связанные с указан-
ными здесь точками, не вписывающимися в об-
щую схему предложенную выше.
Печень, сосуд
цзюэ инь
на ноге (
цзу цзюэ инь
май
足厥阴脉
) выходит в «колодце», протекает
в «ручьях», «быстринах» и далее вместо точки
юань сюэ
, как у других каналов
инь
, следует ожи-
дать указания на точку «коллатераль» LR5 (Ли
гоу
蠡溝
), которая здесь не указана, вместо нее
указана LR4 (Чжун Фэн
中封
) точка (
цзин сюэ
经
穴
). Далее в связи с течением
ци
в точке «канале»
вместо ожидаемой LR4 (Чжун Фэн
中封
) указа-
на LR6 (Чжун Си
中郄
) она же LR6 (Чжун Ду
中
都
). Место входа «устье» LR8 (Цюй цюань
曲泉
).
Для более полного представления канала
перечислим все указанные точки в связи с тер-
минами и в порядке их представления в ориги-
нальном тексте: LR1 (Да дунь
大敦
) – «колодец»
(
цзин
井
), LR2 (Син цзянь
行間
) – «ручей» (
ин
荥
), LR3 (Тай Чун
太冲
) – «быстрина» (
шу
输
),
LR4 (Чжун Фэн
中封
) – «источник» (
юань
源
),
LR6 (Чжун Си
中郄
) – «канал» (
цзин
经
), LR8
(Цюй цюань
曲泉
) – «устье» (
хэ
合
).
Почки, сосуд
шао инь
на ноге (
цзу шао инь
май
足少阴脉
). В оригинальном тексте из осо-
бенностей сосуда следует отметить точку KI 5
(Шуй цюань
水泉
), упомянутую в связи с терми-
ном «источник» (
юань
源
). По аналогии здесь,
как и в случае с другими каналами
инь
, вместо
точки «источника» предполагалось указание
на точку «коллатераль» (
ло сюэ
络
穴
), на данном
канале это KI4 (Да чжун
大鐘
). Другие точки со-
ответствуют терминам употребляемым в связи
точками транспортировки (
шу сюе
腧穴
).
Таким образом в тексте [6] Сунь Сы-мяо «Те-
чение трех
инь
и трех
ян
» одноименные кана-
лы-сосуды представлены как система с шестью
точками на каждом из сосудов. Пять из шести
точек это точки «транспортировки» (
у шу сюэ
五
腧穴
). Дополнительно здесь на каждом из две-
надцати сосудов, в связи с термином «источник»
(
юань
源
), указывается еще одна точка, при этом
для сосудов
ян
указанные точки соответствуют
точкам (
юань сюэ
源穴
), а на сосудах
инь
исполь-