

МЕТОДОЛОГИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ВОСТОЧНОЙ МЕДИЦИНЫ И СОВРЕМЕННАЯ НАУКА
10
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 3 (21) 2017
зуются точки «ответвления» (
ло сюэ
络
穴
). Точ-
ки, указанные в тексте и не соответствующие
этой обобщенной схеме, рассматривались выше.
По моему мнению, наиболее интересное
представление о каналах, называемых здесь тер-
мином «сосуд» (
май
脉
), содержится в их опи-
сании как некой особой системы имеющей на-
чало в точке выхода и заканчивающейся в точке
входа. Представленные в тексте сосуды не иден-
тичны описанию 12 основных каналов, которые
включают большее число точек и их течение
описано как более длительная, разветвленная
система с ответвлениями. Описанные здесь со-
суды определенно имеют некоторое особое са-
мостоятельное значение и в то же время являют-
ся частью главных каналов.
Вероятно подобные представления могли
содержаться в наиболее древних текстах, до-
ступных Сунь Сы-мяо во время составления его
работ и в последствии считающихся утраченны-
ми. Косвенным подтверждением данного пред-
положения является употребление терминов,
характерных для более ранних текстов: «сосу-
ды» (
май
脉
), встречающиеся далее, как «кана-
лы-сосуды» (
цзин-май
经
脉
) или «каналы» (
цзин
经
), характерно что в других главах [6] «Готовых
на случай необходимости бесценных рецептов»
встречается термин «канал» (
цзин
经
); употре-
бление альтернативных наименований точек,
здесь указана LR6 (Чжун Си
中郄
) она же в на-
стоящее время известна как LR6 (Чжун Ду
中都
).
В эпоу Мин (1368-1644) в ходе свойственной
данному времени тенденции к систематизации
и обобщению медицинских познаний [7, 15],
рассматриваемые теории были наиболее полно
представлены в фундаментальных произведени-
ях Ян Цзи-чжоу (1522-1620 гг.) «Великие дости-
жения иглоукалывания и прижигания» (
Чжэнь
цзю да чэн
针
灸大成
) и Чжан Цзинъ-юэ (Чжан
Цзе-бинь) (1563-1640 гг.) «Канон распределе-
ния по родам» (
Лэй цзин
类经
).
В
Чжэнь цзю да чэн
[8] каналы рассматрива-
ются в связи с количественным соотношением
ци
и крови. Представление о количественном
соотношении реализовано при помощи двух ха-
рактерных выражений «много» или «мало», со-
ответственно
ци
или крови. «Великий
ян
» (
тай
ян
太阳
) – много крови и мало
ци
, «светлый
ян
»
(
ян мин
阳明
) – много крови и много
ци
, «мень-
шая
ян
» (
шао ян
少阳
) – мало крови и много
ци
, «великая
инь
» (
тай инь
太阴
) – мало крови
и много
ци
, «меньшая
инь
» (
шао инь
少阴
) – мало
крови и много
ци
, «недостаточная
инь
» (
цзюэ инь
厥阴
) – много крови и мало
ци
. Для более полно-
го рассмотрения данного соотношения в пятой
главе [8] используются данные из одиннадцати
более ранних и широко известных произведе-
ний и оригинальное представление предложен-
ное в первой главе самого текста.
Начиная с первой главы, большое внимание
уделяется хронобиологическим аспектам годо-
вого цикла. Здесь [8] каждому из шести находя-
щихся в пиковой активности сосудов (
ван май
旺
脉
) соответствуют по 4 сезона традиционного ка-
лендаря. Теоретические представления о трех
инь
и трех
ян
сосудах в пиковой активности развива-
ются в направлении установления соответствий
с внешней средой и организмом человека и далее
в пятой главе можно увидеть уже сформирован-
ные хронотерапевтические закономерности. По-
добным образом в
Чжэнь цзю да чэн
рассматрива-
ется пиковая активность каналов-сосудов в тече-
нии двухчасовых фаз суток и далее вытекающие
из этого хронопунктурные закономерности.
«Канон распределения по родам» (
Лэй цзин
类经
) [9] принято воспринимать как исследова-
ние «Канона о внутреннем Хуан Ди» [10], одна-
ко при рассмотрении самого текста совершенно
очевидно существенное влияние на его содер-
жание оказанное со стороны «Канона перемен»
(
И цзин
易經
) и отдельных теоретических поло-
жений [11], развиваемых в науке об
И цзин
– иц-
зинистике (
и сюе
易学
). В свете рассматривае-
мой темы, обращает на себя внимание цитиро-
вание «Предания привязанных афоризмов» (
Си
цы чжуань
繫辭傳
) (верхний раздел гл. V) [11]
«одна
инь
, один
ян
– [образуют] всеобщий за-
кон движения и изменения мира (
Дао
)» (
И инь
и ян чжи вэй Дао
一陰一陽之
谓
道
) в
Лэй цзин
[9]
для пояснения теоретических построений «Ка-
нона о внутреннем».
Чередование
инь
и
ян
формирует количе-
ственно выраженную концентрацию
инь
и
ян
в шести значениях, имеющих непосредственное
отношение к нумерологизированным построе-
ниям, подобным шести каналам-сосудам, ше-
сти
ци
, фазам годового цикла и т. п. В
Лэй цзин
[9] подробно рассматриваются изменения трех
инь
и трех
ян
происходящие в связи с временами
года, сезонами традиционного календаря и раз-
личными годами в шестидесятеричном цикле.
Представлено влияние отдельных климатиче-
ских факторов на организм человека.
Чжан Цзинъ-юэ опубликовал также [10] «Ил-
люстрированные приложения-крылья к канону
распределения по родам» (
Лэй цзин ту и
类经图
翼
) и «Приложения-крылья к канону распределе-
ния по родам» (
Лэй цзин фу и
类经
附翼
). В данных
работах Чжан Цзинь-юэ [9, 10] большое внима-
ние уделяется календарным аспектам, которые
включают в себя солнечные сезоны (
цзе ци
节
气
) и лунные месяцы (
юэ
月
). Так например [10]