МЕТОДОЛОГИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ВОСТОЧНОЙ МЕДИЦИНЫ И СОВРЕМЕННАЯ НАУКА
8
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 3 (21) 2017
сматривать не планируется. Следует отметить
только факт распространенности данной терми-
нологии в текстах что под час затрудняет поиск
фрагментов имеющих какое-либо существен-
ное значение для формирования теоретических
представлений о трех
инь
и трех
ян
.
По моему мнению, для понимания теории
трех
инь
и трех
ян
особое внимание следует уде-
лить рассмотрению текстов по ицзинистике
(
и сюэ
易學
). Сами символы триграмм, гекса-
грамм и календарные соответствия трех
инь
и трех
ян
, встречаются в литературе не имеющей непо-
средственного отношения к теории или практи-
ке
чжэнь-цзю
терапии, однако при рассмотрении
подобных текстов становится очевидной их взаи-
мосвязь с классическими для традиционной ки-
тайской медицины текстами.
Некоторые аспекты моделирования предпо-
лагаемого течения заболеваний, предложенного
в данной статье, как раз и основываются на су-
ществующих в ицзинистике правилах и принци-
пах. Календарные соответствия трех
инь
и трех
ян
при их тщательном изучении могут приме-
няться для формирования хронобиологических
и хронотерапевтических закономерностей, ко-
торые могут быть полезны в
чжэнь-цзю
терапии.
Теоретические представления
о трех инь и трех ян
Теория трех
инь
и трех
ян
(
сань инь сань ян
三
阴三阳
), изложенная в каноне «Вопросы о про-
стейшем» (
Су вэнь
素
问
), является важной нуме-
рологизированной составляющей учения
инь
–
ян
. Представление о трех
инь
и трех
ян
связано
со степенью их концентрации от единицы в ми-
нимальной до трех в максимальной концентра-
ции. При этом, «недостаточная
инь
» (
цзюэ инь
厥
阴
) это один
инь
, «меньшая
инь
» (
шао инь
少阴
) –
два
инь
, «великая
инь
» (
тай инь
太阴
) – три
инь
,
«меньшая
ян
» (
шао ян
少阳
) – один
ян
, «светлый
ян
» (
ян мин
阳明
) – два
ян
и «великий
ян
» (
тай ян
太阳
) – три
ян
.
Рассматривая текст канона
Су вэнь
[1, 2] в свя-
зи с представлениями о трех
инь
и трех
ян
, воз-
никает впечатление о многозначности данной
терминологии, которая может иметь отношение
к шести небесным и шести земным
ци
(
тянь ди
лю ци
天地六气
) с признаками трех
инь
– трех
ян
или более распространенного варианта, обо-
значающего каналы-сосуды (
цзин-май
经
脉
) че-
ловеческого тела. В 79-м разделе канона
Су вэнь
«Рассуждение о категориях
инь
и
ян
» (
инь ян лэй
лунь
阴阳
类论
) такие термины, как три
ян
и т. п.,
представляют именно каналы. В 72-м разделе
[1, 3] «Сообщение с небом» (
Тун-Тянь
通天
) ка-
нона «Ось духа» (
Линь шу
灵枢
) предложена клас-
сификация конституции человека в связи с тре-
мя
инь
и тремя
ян
.
Изучая различные разделы двух канонов,
составляющих «Канон о внутреннем Хуан Ди»
(
Хуан Ди нэй цзин
黄帝内
经
), следует отметить,
что термины взаимосвязанные с каналами, та-
кие как шесть каналов (
лю цзин
六
经
) обознача-
ют все 12 основных каналов с учетом 6-ти кана-
лов рук и ног. Классификация каналов получает
широкое распространение и дальнейшее разви-
тие в связи комплементарной классификацией
болезней и соответствующими методами их ле-
чения. Так например, в 31-м разделе [1, 2] «О ли-
хорадочных заболеваниях» (
Жэ лунь
热论
) кано-
на
Су Вэнь
, используя термины три
инь
и три
ян
,
представляют проникновение патогенной
ци
холода и ее наиболее вероятное проникновение
снаружи – внутрь в соответствии с днями с мо-
мента начала заболевания:
1-й день – (
тай ян
太阳
); 2-й день – (
ян мин
阳
明
); 3-й день – (
шао ян
少阳
); 4-й день – (
тай инь
太阴
); 5-й день – (
шао инь
少阴
); 6-й день – (
цзюэ
инь
厥阴
). Подобная информация о шести кана-
лах в связи проникновением холода и дальнейшем
развитием заболеваний содержится также в 7-й
главе [4] «Канона основ иглоукалывания и при-
жигания» (
Чжэнь цзю цзя и цзин
针
灸甲乙
经
).
В работе знаменитого врача Чжан Чжун-цзина
(150-219 гг.), трактате [5, 15] «Суждения о лихо-
радочных заболеваниях вызванных холодом»
(
Шан хан лунь
傷寒論
) рассматриваются различ-
ные степени развития заболеваний, вызванных
восприятием патогенного холода в связи шестью
парами каналов, теория трех
инь
и трех
ян
полу-
чает дальнейшее развитие. При этом, отдельное
внимание уделяется взаимосвязи между синдро-
мами и шестью каналами, когда развитие заболе-
ваний из за восприятия патогенной
ци
происхо-
дит от наружного синдрома к внутреннему.
Представления о том что же собой представ-
ляют три
инь
и три
ян
каналы рук и ног можно по-
лучить из текста [6] второго фрагмента 29-й главы
«Готовых на случай необходимости бесценных
рецептов» (
Бэй цзи цянь цзинь яо фан
备
急千金要
方
) Сунь Сы-мяо (581-682 гг.). Как и следует ожи-
дать из самого названия текста, «Течение трех
инь
и трех
ян
» (
Сань инь сань ян лючжу
三阴三阳流注
),
здесь развертывается описание течения
ци
в ка-
налах рук и ног, а также представлены особенно-
сти протекания
ци
в отдельных точках.
Все точки выхода именуются «колодцами»
(
цзин
井
), далее места плавного течения, по-
добного протекающему ручейку – именуются
«ручьями» (
ин
荥
), места стекания или впадения
в русло – «быстринами» (
шу
输
), места переда-