Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  57 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 57 / 64 Next Page
Page Background

ПЕРЕВОДЫ, РЕФЕРАТЫ И РЕЦЕНЗИИ

57

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 2 (20) 2017

исследований [10]. Таким образом, изучение сое-

динительной ткани начинает заполнять пробелы

в знании того, как физиологические системы ин-

тегрированы друг с другом и каким образом тело

функционирует в виде взаимосвязанного целого.

Меридианы, «жирные мембраны» и соедини-

тельная ткань

В отличие от западной медицины, представ-

ление о том, что все тело функционирует как

динамичная сеть, было центральным организа-

ционным принципом классической китайской

медицины от самых ее истоков [14]. Классиче-

ские стили акупунктуры признают взаимосвя-

занность систем человеческого тела, его много-

мерность, подчеркивая его сложную сетевую

организацию [2,15].

Основным компонентом классической ки-

тайской медицины, появившимся на ранней

стадии ее развития, была концепция

ци

, идея,

глубоко укоренившаяся в азиатском сознании,

которая отражает способ мышления, основан-

ный на качествах и отношениях, а не на фикси-

рованных сущностях [1]. Хотя это понятие часто

переводится как «жизненная сила» или «энер-

гия»,

ци

подразумевает динамическое движение,

трансформацию и изменение. Считают, что в

человеческом теле

ци

проходит через анатомиче-

ский субстрат, называемый «

цзин-ло

» или «

цзин-

май

», что часто переводится как «сеть мериди-

анов» и «меридианный канал» соответственно.

Существование меридианов было предметом

многих дискуссий, поскольку ни одно научное

исследование пока не способно продемонстри-

ровать какие-либо анатомические или физиоло-

гические признаки, которые бы выделяли мери-

дианы из окружающих тканей.

Однако было высказано предположение, что

меридианы акупунктуры представляют собой не

различные структуры, но анатомическую матри-

цу в виде паутины, которая теперь рассматрива-

ется в качестве ключа к современному понима-

нию тела как взаимосвязанного целого [5,16-18].

Письменные символы

цзин-ло

и

цзин-май

вклю-

чают слова шелк, сеть, цепь, ткань, подземный

источник, плоть, река и притоки, которые ассо-

циируются с сетью кровеносных сосудов, соеди-

ненных шелкоподобной соединительной тканью

[18-20]. Нань Цзин описывает «жирные мембра-

ны» как «пространство между органами, костями

и плотью, через которые текут потоки

ян-ци

» [21].

Описание сети меридианов, соединяющих внеш-

нюю часть тела с внутренними органами, верх-

нюю часть тела с его нижними частями, а поверх-

ностное с глубоким, также является подходящим

описанием сети соединительной ткани.

Хотя очевидно, что невозможно аргументиро-

вать правильность такой интерпретации класси-

ки, все возрастающее количество доказательств

подтверждает роль соединительной ткани в меха-

низме иглоукалывания [22-25]. Согласно класси-

ческой теории, поддержание равномерного тече-

ния потока

ци

по всему телу является ключевой

функцией акупунктуры, массажа и упражнений

для внутренних органов, известных как

тай-чи

и

цигун

. Считается, что области, в которых этот по-

ток нарушен, становятся «застойными» или «за-

блокированными». Если транспонировать этот

образ на соединительную ткань, можно предпо-

ложить, что классическая китайская медицина

признала неразрывную связь между физиотера-

пией и медициной внутренних органов. В этой

философии и при таком подходе интеграция

опорно-двигательного аппарата и других систем

организма присутствовала с самого начала.

Хотя концепция

ци

и сети меридиан на про-

тяжении веков оставалась центральной в китай-

ской медицине, ее значение в диагностическом

и лечебном процессе было редуцировано в ХХ

столетии при переходе к ТКМ. Делался упор

на диагностике по западническому типу, бази-

рующейся на дисфункции отдельной системы

органов, и лечении на основе формул дискрет-

ных точек акупунктуры. Концепция сети мери-

дианов обычно сводилась к 14 основным кана-

лам при фокусировке внимания на 12 каналах,

связанных непосредственно с каждой системой

органов, которые расположены в анатомически

определенных конкретных областях (например,

меридиан сердца на медиальной поверхности

руки), и двух дополнительных каналах, которые

существуют вдоль сагиттальной плоскости, про-

ходящей по передней и задней части тела.

Примечательно, что упрощение классиче-

ской китайской медицины до версии TКМ при-

вело к необоснованному представлению о том,

что эти 14 акупунктурных меридиана и связан-

ные с ними точки имеют особые свойства. Это

способствовало скептическому отношению к

иглоукалыванию на Западе. Напротив, древне-

китайский концепт диффузной сетчатой матри-

цы, пронизывающей тело и соединяющей все

его части и компоненты, хорошо сочетается с

современным пониманием матричной биологии

и возникающим сегодня на Западе представле-

нием о теле как об интегрированной системе.

Возвращение тела в западной и восточной ме-

дицине

В медицине Запада растущее сегодня осозна-

ние важности биофизики стимулировало рост

механобиологии и механотерапии. В рамках