ПЕРЕВОДЫ, РЕФЕРАТЫ И РЕЦЕНЗИИ
57
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 2 (20) 2017
исследований [10]. Таким образом, изучение сое-
динительной ткани начинает заполнять пробелы
в знании того, как физиологические системы ин-
тегрированы друг с другом и каким образом тело
функционирует в виде взаимосвязанного целого.
Меридианы, «жирные мембраны» и соедини-
тельная ткань
В отличие от западной медицины, представ-
ление о том, что все тело функционирует как
динамичная сеть, было центральным организа-
ционным принципом классической китайской
медицины от самых ее истоков [14]. Классиче-
ские стили акупунктуры признают взаимосвя-
занность систем человеческого тела, его много-
мерность, подчеркивая его сложную сетевую
организацию [2,15].
Основным компонентом классической ки-
тайской медицины, появившимся на ранней
стадии ее развития, была концепция
ци
, идея,
глубоко укоренившаяся в азиатском сознании,
которая отражает способ мышления, основан-
ный на качествах и отношениях, а не на фикси-
рованных сущностях [1]. Хотя это понятие часто
переводится как «жизненная сила» или «энер-
гия»,
ци
подразумевает динамическое движение,
трансформацию и изменение. Считают, что в
человеческом теле
ци
проходит через анатомиче-
ский субстрат, называемый «
цзин-ло
» или «
цзин-
май
», что часто переводится как «сеть мериди-
анов» и «меридианный канал» соответственно.
Существование меридианов было предметом
многих дискуссий, поскольку ни одно научное
исследование пока не способно продемонстри-
ровать какие-либо анатомические или физиоло-
гические признаки, которые бы выделяли мери-
дианы из окружающих тканей.
Однако было высказано предположение, что
меридианы акупунктуры представляют собой не
различные структуры, но анатомическую матри-
цу в виде паутины, которая теперь рассматрива-
ется в качестве ключа к современному понима-
нию тела как взаимосвязанного целого [5,16-18].
Письменные символы
цзин-ло
и
цзин-май
вклю-
чают слова шелк, сеть, цепь, ткань, подземный
источник, плоть, река и притоки, которые ассо-
циируются с сетью кровеносных сосудов, соеди-
ненных шелкоподобной соединительной тканью
[18-20]. Нань Цзин описывает «жирные мембра-
ны» как «пространство между органами, костями
и плотью, через которые текут потоки
ян-ци
» [21].
Описание сети меридианов, соединяющих внеш-
нюю часть тела с внутренними органами, верх-
нюю часть тела с его нижними частями, а поверх-
ностное с глубоким, также является подходящим
описанием сети соединительной ткани.
Хотя очевидно, что невозможно аргументиро-
вать правильность такой интерпретации класси-
ки, все возрастающее количество доказательств
подтверждает роль соединительной ткани в меха-
низме иглоукалывания [22-25]. Согласно класси-
ческой теории, поддержание равномерного тече-
ния потока
ци
по всему телу является ключевой
функцией акупунктуры, массажа и упражнений
для внутренних органов, известных как
тай-чи
и
цигун
. Считается, что области, в которых этот по-
ток нарушен, становятся «застойными» или «за-
блокированными». Если транспонировать этот
образ на соединительную ткань, можно предпо-
ложить, что классическая китайская медицина
признала неразрывную связь между физиотера-
пией и медициной внутренних органов. В этой
философии и при таком подходе интеграция
опорно-двигательного аппарата и других систем
организма присутствовала с самого начала.
Хотя концепция
ци
и сети меридиан на про-
тяжении веков оставалась центральной в китай-
ской медицине, ее значение в диагностическом
и лечебном процессе было редуцировано в ХХ
столетии при переходе к ТКМ. Делался упор
на диагностике по западническому типу, бази-
рующейся на дисфункции отдельной системы
органов, и лечении на основе формул дискрет-
ных точек акупунктуры. Концепция сети мери-
дианов обычно сводилась к 14 основным кана-
лам при фокусировке внимания на 12 каналах,
связанных непосредственно с каждой системой
органов, которые расположены в анатомически
определенных конкретных областях (например,
меридиан сердца на медиальной поверхности
руки), и двух дополнительных каналах, которые
существуют вдоль сагиттальной плоскости, про-
ходящей по передней и задней части тела.
Примечательно, что упрощение классиче-
ской китайской медицины до версии TКМ при-
вело к необоснованному представлению о том,
что эти 14 акупунктурных меридиана и связан-
ные с ними точки имеют особые свойства. Это
способствовало скептическому отношению к
иглоукалыванию на Западе. Напротив, древне-
китайский концепт диффузной сетчатой матри-
цы, пронизывающей тело и соединяющей все
его части и компоненты, хорошо сочетается с
современным пониманием матричной биологии
и возникающим сегодня на Западе представле-
нием о теле как об интегрированной системе.
Возвращение тела в западной и восточной ме-
дицине
В медицине Запада растущее сегодня осозна-
ние важности биофизики стимулировало рост
механобиологии и механотерапии. В рамках