Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  56 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 56 / 64 Next Page
Page Background

ВЕСТИ ИЗ УЧЁНЫХ СОВЕТОВ

56

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 1 (19) 2017

2. Применение программы мягких мануаль-

ных технологий в коррекции неблагоприятных

функциональных сдвигов обеспечивает эффек-

тивную коррекцию состояния студентов с низ-

ким уровнем нервно-психической устойчивости

и обусловливает целесообразность её примене-

ния в практике оздоровления студентов.

Выводы

1. Частота встречаемости признаков низко-

го уровня нервно-психической устойчивости

среди студентов достигает 32% и среди харак-

теристик образа их жизни отмечаются выпивки

в семье и нервные потрясения в детстве, частота

встречаемости которых больше по сравнению

со студентами с высоким уровнем нервно-пси-

хической устойчивости в 2,6 и в 1,4 раза соответ-

ственно. Около 70% студентов с низким уров-

нем нервно-психической устойчивости степень

отношений к неприятным событиям оценива-

ют, как высокую.

2. У студентов с низким уровнем нервно-пси-

хической устойчивости отмечены существенные

изменения психофизиологического статуса –

в 1,5-2 раза повышен уровень тревожности, пси-

хоэмоционального напряжения, личностного

адаптационного потенциала, снижено качество

жизни на 18-26%. Одновременно выявлено до-

стоверное ухудшение состояния кардиореспи-

раторной системы: на 12-14% возрастает удар-

ный объем сердца и минутный объем крови,

многократно (на порядок возрастает вегетатив-

ный индекс Кердо), уменьшаются показатели

проб Штанге и Генча на 10-14%. На фоне низ-

кого уровня нервно-психической устойчивости

функциональное состояние девушек по психо-

физиологическим и соматическим показате-

лям на 20-28% ниже соответствующих значений

у юношей.

3. При низком уровне нервно-психической

устойчивости у молодых людей выявлено зна-

чительное изменение остеопатического стату-

са, заключающееся в многократном, по срав-

нению со здоровыми студентами, увеличении

(в 10 и более раз) смещения позвонков С0-С1

и С1-С2, подвижности сфено-базилярного син-

хондроза, значительного ограничения подвиж-

ности затылочной кости, крестца и диафрагмы.

У девушек эти изменения выражены на 19%

сильнее, чем у юношей.

4. Установлено, что биомеханические изме-

нения, выявляемые при остеопатическом те-

стировании, коррелируют с психофизиологиче-

скими и соматическими показателями, и у сту-

дентов с низким уровнем нервно-психической

устойчивости эти зависимости выражены зна-

чительно сильнее при наличии низкого уровня

нервно-психической устойчивости с одновре-

менным усилением корреляционной плеяды:

R=0,38, тогда как при высоком уровне нервно-

психической устойчивости значения коэффи-

циента множественной корреляции значитель-

но ниже (R=0,14).

5. После коррекции отмечается существен-

ное улучшение функционального состояния

организма студентов с низким уровнем нерв-

но-психической

устойчивости

независимо

от их половых особенностей. Это проявляется

в улучшении показателей субъективного состоя-

ния (уменьшение частоты встречаемости жалоб

на состояние здоровья, в среднем, в 5 раз); уве-

личении значений показателей самочувствия,

активности и настроения (в 1,5-1,6 раза); умень-

шении признаков резкого нарушения вегетатив-

ного тонуса (в 2-3 раза); увеличении парасим-

патических влияний на сердце; нормализации

показателей остеопатического статуса (умень-

шение признаков дисфункции С0-С1 и С1-С2

в 8-9 раз; внутрикостных повреждений крестца

в 4-6 раз; увеличении показателей резервов кар-

диореспираторной системы на 8-14%; уменьше-

нии уровня тревожности в 1,2-1,4 раза.

6. По результатам факторного анализа уста-

новлено, что у студентов с низким уровнем

нервно-психической устойчивости до лечения

состояние здоровья на 44% определяется пси-

хоэмоциональным фактором. На долю показа-

телей сердечно-сосудистой системы организма

в структуре здоровья этих студентов приходит-

ся около 23,3%, на уровень биомеханических

нарушений (данные остеопатического стату-

са) – около 16,9%. После лечения студентов

в структуре здоровья студентов с низкой нерв-

но-психической устойчивости наиболее вели-ка

значимость показателя уровня функционирова-

ния сердечно-сосудистой системы (38,1%) и по-

казателя уровня биомеханических нарушений

(28,2%). На долю показателей уровня функ-

ционирования сердечно-сосудистой системы

и биомеханических нарушений в области груд-

ной диафрагмы приходится около 17,2%.

Практические рекомендации

При организации и проведении мероприятий

коррекции функционального состояния орга-

низма лиц с низким уровнемНПУ учитывать по-

казатели качества жизни, половые и индивиду-

ально-психологические особенности студентов.

Предлагается использовать методики мануаль-

ного тестирования для диагностики и коррек-

ции неблагоприятных функциональных сдвигов

в организме в соответствии с Методическими