ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
58
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 1 (15) 2016
должающегося осознания эмоций человек из-
бавляется от них путём изменения отношения
к существующей проблеме. Это способствует
глубокому расслаблению и успокоению ума.
В классической йоге эта стадия достигается ре-
гулярными практиками пранаямы и пратьяха-
ры. В этой стадии полного покоя легко достига-
ется состояние «тишины» и отсутствия мыслей.
Часто человек может испытывать кратковре-
менные моменты самадхи. Даже такие корот-
кие промежутки самадхи обладают мощной ис-
целяющей силой. Повторная практика техники
смрити очищает от негативных эмоций и впе-
чатлений на уровне подсознания. Это создает
ощущение такого полного спокойствия, что че-
ловек может достичь высших уровней самадхи.
Современные исследования подтвердили пси-
хотерапевтический эффект медитативной прак-
тики. Врезультате 8-недельнойпрограммы«осоз-
нанной» медитации» Маджумдар с соавторами
установили, что в группе из 21 пациента в резуль-
тате проведенного лечения произошло заметное
и долговременное уменьшение симптомов пси-
хологического дистресса и повышение уровня
качества жизни. Выраженность этих эффектов
варьировала в пределах от средней до высокой
[1]. Исследование К. Рубиа позволило выявить
положительные изменения стресс-зависимых
параметров вегетативной нервной и эндокрин-
ной систем у пациентов, прошедших медитацию.
Результаты нейровизуальных исследований по-
казали положительные функциональные изме-
нения в тех участках мозга, которые отвечают
за внимание. Клинический анализ пациентов
позволил получить доказательства эффективно-
сти медитации при аффективных расстройствах,
тревожных состояниях, дефиците внимания [2].
В обзорной статье Д. Богарта освещены вопро-
сы сочетания классической медитации и совре-
менной психотерапии. Автор пришёл к выводу,
что в ряде случаев медитация может сочетаться
с психотерапией и эффективна для достижения
таких целей психотерапии, как изменение когни-
тивных способностей и поведения или достиже-
ние глубоких слоев индивидуального бессозна-
тельного [3]. Дж.Л. Крейвен утверждает, что более
глубокое понимание медитации будет способство-
вать принятию и использованию этой практики
для целей психотерапии и стимулировать даль-
нейшее целенаправленное изучение метода [4].
Учитывая все большую распространенность
психосоматических заболеваний, актуальна
дальнейшая разработка наиболее эффектив-
ных методов, позволяющих проникнуть глубо-
ко в подсознание. Это сможет помочь выявить
истинную причину заболевания, точнее сфор-
мулировать диагноз и «вырвать с корнем» ос-
новной источник проблемы. Есть основания
считать, что одним из таких методов может яв-
ляться смрити – медитация.
Дхарья, смрити и самадхи представляют со-
бой интроспективные практики. Для того, чтобы
достичь погружения в смрити самостоятельно,
требуется длительный период тренировки. Не-
здоровому человеку это сделать особенно трудно
из-за внутреннего эмоционального сопротивле-
ния. Методика смрити – медитации разработа-
на для облегчения процесса интроспекции. Это
управляемая интерактивная техника для вхожде-
ния в состояние глубокого транса. Её первосте-
пенной задачей является расширение внутрен-
ней осознанности. Патанджали [5], описавший
философиюйоги, упоминает о 9-ти препятствиях
(начиная с болезни), которые мешают углубле-
нию внутренней осознанности. В данном методе,
наряду с Шавасаной, используются некоторые
техники управления для облегчения вхождения
в транс. После того, как человек вошел в транс,
для погружения в память (смрити) используется
интерактивный метод, описанный в классиче-
ском аюрведическом тексте Чарака Самхита
[6].
В настоящей работе представлены резуль-
таты клинических наблюдений, проводимых
в процессе лечения ряда психосоматических на-
рушений методом смрити-медитации – моди-
фицированной версии аюрведической психоте-
рапевтической методики.
Материалы и методы
Проанализированы истории болезни 104
пациентов (83 женского и 21 мужского пола)
в возрасте от 12 до 69 лет. Пациенты проходили
сеансы смрити – медитации под руководством
автора в Московской клинике Атрея Аюрведа
в период с 26-06-11 г. по 30-04-14 г.. Продол-
жительность медитации составляла от 90 до 120
минут. В работе изучались изменения, происхо-
дившие после прохождения пациентом 1-3 ме-
дитаций в течение 2-4 недель.
Методика смрити – медитации.
Испытуемому
предлагается лечь на спину. Затем даются инструк-
ции для расслабления всей мускулатуры – от кон-
чиковпальцевног до головыдлядостижения состо-
яния глубокой релаксации в позе шавасана,
одной
из основных поз йоги, предназначенных для отды-
ха и расслабления
. Для того, чтобывызвать измене-
ние состояния сознания используются вербальные
и визуальные инструкции. Осуществляется наблю-
дение за сенсорнымиощущениямиспоследующим
осознанием внутреннего состояния. После того,
как субъект достиг измененного состояния, пред-
лагается представить некоторые картины или со-
бытия для того, чтобы вызвать воспоминания.
В дальнейшем, взаимодействуя с пациентом,
следует постепенно направлять его к глубоким