ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
57
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 1 (15) 2016
по своей природе. Физические гуморы – Вата,
Питта и Капха, являются основой физических
болезней, а ментальные – раджас и тамас слу-
жат причинными факторами психических рас-
стройств. Физические заболевания лечатся
в рамках логической теории элементов. Управ-
ление психическими гуморами осуществляется
комплексной психотерапией, носящей обоб-
щённое название «сатваваджая». Сатваваджая
включает следующие ключевые этапы к раз-
решению психологических проблем: джняна
(знание), виджняна (аналитические знания),
дхайрья (сила воли, контролирующая чувства),
смрити (память) и самадхи (медитация).
Джняна
– это духовное консультирование
с целью приобретения истинных знаний о чело-
веческой природе на основе мудрости Упанишад
и других философских источников. Путь Джня-
на – йоги дает истинное знание об индивидуаль-
ном сознании и его единстве с универсальным
сознанием. Человек, который смог в полной мере
осознать истину
недуализма (адвайда)
, т.е., един-
ства между индивидуальным и универсальным со-
знанием, не может быть подвержен психическим
расстройствам. Это знание помогает человеку из-
бавиться от страха смерти, расставания с любимы-
ми людьми, устраняет ненависть, гнев, жадность,
печаль, ревность и зависть. Человек, прошедший
этап джаняна, обретает уверенность в себе и лю-
бовь к окружающему миру. Практическое при-
менение концепции джняны возможно только
для тех людей, которые имеют развитый интел-
лект, который приобретается на следующем этапе.
Виджняна
– это критическое знание. В про-
цессе этого этапа обычные люди с их «земны-
ми» проблемами, приобретают опыт критиче-
ского анализа, помогающего избегать ошибки
и принимать правильные решения. Коррекция
интеллектуальной ошибки для различения пра-
вильного и неправильного является сущностью
виджняны. Хорошо структурированное консуль-
тирование является полезным для того, чтобы
посмотреть на проблему с разных точек зрения
и найти соответствующие меры для ее реше-
ния. Человек должен достичь понимания того,
что у него всегда имеется свобода выбора между
тремя вариантами, а именно: «сделать», «не де-
лать» или «сделать что-то другое». Поменяв точ-
ку зрения на проблему, человек может изменить
свое отношение и найти подходящее решение.
В приватной беседе врач должен выяснить нали-
чие у пациента желания изменить ситуацию и до-
стигнуть результата. Затем следует создать благо-
приятную атмосферу для свободного высказыва-
ния и обдумывания пациентом всех возможных
вариантов решения проблемы с различных точек
зрения на основе трех упомянутых выше вариан-
тов. Наконец, врач должен помочь пациенту вы-
брать наиболее подходящее решение на основе
собственной интуиции пациента. Тогда пациент
сможет прийти к правильному и осознанному
плану достижения цели и определить временные
рамки реализации этого плана.
Дхайрья.
Несмотря на то, что проблема может
быть решена логически или философски, ин-
стинктивное поведение не всегда соответствует
принятому таким образом решению. Разум всег-
да ищет чувственных и плотских удовольствий,
которые в большинстве своём имеют преходя-
щий характер. Если человек продолжает искать
все большего удовольствия, то оказывается в за-
висимости от них. Это выражается в переедании,
злоупотреблении сексом, алкоголем, азартными
играми и прочими пороками. Аюрведа считает,
что неумение контролировать сенсорные спо-
собности является одним из трех основных эти-
ологических факторов развития соматических
заболеваний и объясняет этиопатогенез психо-
соматических заболеваний. Дхарья – это сила
воли, позволяющая освободить ум от привязан-
ности к чувственным объектам. В тексте Чарака
самхита для контроля над сенсорными способ-
ностями предложена практика йоги.
Смрити
– означает память. При вниматель-
ном наблюдении за инстинктивным поведением
человека можно проследить причины этого пове-
дения, находящиеся в глубине подсознания. Оно
может быть обусловлено, к примеру, нереализо-
ванными желаниями, в которых субъекту было
когда-то отказано. Поведение может маскировать
какие-то глубокие болезненные эмоции. Поведе-
ние также может развиться как результат впечат-
лений, полученных от перенесенных жизненных
событий (кармапхала). С детства у нас накапли-
вается много впечатлений, которые регистриру-
ются в памяти с сопутствующими этим впечат-
лениям эмоциями. Существуют положительные
и отрицательные впечатления. Эти впечатления,
в основном, связаны с нашими родителями, близ-
кими родственниками, друзьями и окружающей
средой. Отрицательные впечатления маскируют
истинную природу сознания. Хранящиеся в на-
шей эмоциональной памяти, они вызывают раз-
нообразные психические проблемы – фобии, вы-
сокомерие, чувство вины, манию преследования,
ощущение одиночества, тоску и пр. На самом деле
это не может быть нашей истинной природой.
Очищение от этих негативных эмоций возможно
через технику смрити, методы которой помогают
углубиться в подсознание, для того, чтобы полу-
чить настоящее осознание эмоциональной памя-
ти. Понимание корневой причины негативных
эмоций устраняет их, обеспечивая создание ново-
го позитивного мировоззрения.
Самадхи
– высший уровень достижений, со-
стояние абсолютного счастья. В результате про-