КЛИНИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ, СЛУЧАИ ИЗ ПРАКТИКИ
51
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 2 (8) 2014
нии всего курса МТ. МЦВ после МТ: жёлтый,
терракотовый, зелёный, синий, фиолетовый,
коричневый, серый, черный
.
Однако, нужно отметить, что для удержания
гармоничного состояния больного необходимо
более пролонгированное музыкально-психоте-
рапевтическое действие, используя музыкаль-
ные произведения по вышеуказанной методике.
По данным нейропсихологического заключе-
ния больной имел помимо речевых нарушений,
динамическую апраксию и расстройство слухо-
моторной координации движений: трудности
оттормаживания движений, соизмерения уда-
ров по силе. Трудности в воспроизведении рит-
мических рисунков отмечались и во время музы-
кального тестирования. На МТ с пациентом за-
нимались на ложках, металлофоне, фортепиано,
шагали маршем, танцевали парные медленные
танцы и в стиле диско, – все это позволило углу-
бить восприятие движения, пространства и вре-
мени, стимулировать концентрацию внимания
и самоконтроль, активировать моторные зоны
большого мозга и зоны правого полушария, ана-
лизирующие длительность интервалов и интен-
сивность музыкальной информации. В резуль-
тате, улучшилась ритмичность и координация
движений тела, появилась гибкость и пластика.
Простые ритмы, используя счет с проговарива-
нием, пациент стал воспроизводить без ошибок.
Влияние МТ на широкий спектр когнитивных
процессов, помимо речи, может объясняться
тем, что звуковысотный анализ запускает опера-
ционные механизмы перекодировки музыкаль-
ного языка в пространственные схемы, кото-
рые являются опорой в гностико-праксической
и мнестической сферах [7]
Заключение
Описанное наблюдение свидетельствует,
что индивидуальная МТ способствует не толь-
ко снижению выраженности депрессии, вырав-
ниванию эмоционального фона, повышению
работоспособности и регуляции, но может со-
держательно и дифференцированно воздей-
ствовать на степень выраженности и структуру
дефекта речевой функции при локальных пора-
жениях головного мозга. Можно предполагать,
что для нейропсихологической реабилитации
МТ является таким же существенным и равно-
правным методом как восстановительное об-
учение и эрготерапия. Индивидуальную МТ,
как метод реабилитации больных при очаговых
поражениях головного мозга, следует шире ис-
пользовать в клинической практике.
Результаты проведенного исследования по-
зволяют сформулировать следующие предвари-
тельные выводы.
Удовлетворение индивидуальных музыкаль-
ных предпочтений, обращенность к творче-
скому самовыражению, грамотно составлен-
ная реабилитационная программа МТ с учетом
структуры речевого дефекта и субъективных
функциональных нарушений активизирует про-
цесс восстановления и речи, и когнитивной де-
ятельности в целом, стимулируя личностную
установку на выздоровление.
Выбор цвета и его тонально – звуковое отра-
жение работает на создание музыкальных обра-
зов, активирует деятельность правого полуша-
рия, ассоциативные зоны коры и глубокие струк-
туры мозга. В процессе использования методики
«музыкальный бионормалайзер» высвобождают-
ся и вытесняются не до конца пережитые чувства
и переживания, что приносит внутреннее облег-
чение и эмоциональное оздоровление.
Исследование подтвердило, что МТ оказы-
вает продуктивное воздействие на познаватель-
ные процессы через активизацию тех звеньев
когнитивных функций, которые обеспечивают-
ся работой правого полушария.
МТ оказывает положительный генерализо-
ванный эффект, выражающийся в повышении
ряда показателей, свидетельствующих о целе-
сообразности её применения при когнитивной
реабилитации.
Литература
1. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая ре-
абилитация больных. – М.: Изд. дом РАО,
2003. –421 с.
2. Шушарджан С. В. Методы музыкальной те-
рапии (пособие для врачей). –М., 2003. 44 с.
3. Теплов Б.М. Психология музыкальных спо-
собностей. Хрестоматия. Психология музы-
ки и музыкальных способностей. М.: АСТ-
Минск Харвест, 2005.
4. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резер-
вы человеческого организма. М.: АОЗТ «Ан-
тидор». 1998. 363 с.
5. Щетинин М. Дыхательная гимнастика
А.Н. Стрельниковой». М.: «Метафора».
2007.127 с.
6. Собчик Л.Н. Модификация восьмицвето-
вого теста Люшера (практикум по психоди-
агностике). С.-Петербург: Речь. 2010. 112 с.
7. Таллина О. А. Развитие музыкальных спо-
собностей. //Автореф. дисс. канд. психол.
наук. М., 1995.