Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  48 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 48 / 64 Next Page
Page Background

КЛИНИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ, СЛУЧАИ ИЗ ПРАКТИКИ

48

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 2 (8) 2014

Введение

Фундаментальные исследования И.П. Пав-

лова, П.К. Анохина, Э. А. Асратяна, Л.С. Вы-

готского, А. Р. Лурия, А.Н. Леонтьева, Л.О. Ба-

даляна, И.Н. Филимонова и Н.П. Бехтеревой

заложили теоретический фундамент возможно-

стей восстановления нарушений высших психи-

ческих функций. Несмотря на то, что в нейро-

науках проблема «музыка-мозг» анализируется

в рамках современной парадигмы, прикладного

применения музыки как невербального метода,

который активизирует восстановление когни-

тивных процессов, уделяется недостаточно вни-

мания. По мнению Л.С. Цветковой «вопросы

о невербальных формах коммуникации и их свя-

зи с вербальной, о трудностях дифференциации

вербальных и невербальных средств воздей-

ствия, о механизмах их связи и взаимодействия

являются малоизученными и очень важными

для теории и практики восстановления речи,

общения, для социальной реадаптации» [1].

Мы предприняли попытку изучения инди-

видуальной музыкотерапии (МТ) на восстанов-

ление речевых функций при сенсорной афазии,

возникающей при поражении задней трети

верхней височной извилины левого полушария

(зона Вернике), которая приводит к потере спо-

собности различать звуковые единицы языка

и понимать речь. При этом музыкальный слух

сохраняется. Мы исходили из предположения,

что МТ будет оказывать опосредованное воз-

действие на речь, путем активизации сохранных

звеньев речевой функции, которые обеспечива-

ются работой правого полушария (ПП) – про-

содия речи, интонационная выразительность

и т. п. Также мы принимали во внимание,

что МТ будет активно воздействовать на эмоци-

ональную сферу, создавая благоприятный фон

для восстановления речи.

Задачи исследования

Изучение влияния индивидуальной формы

рецептивной, активной МТ на регресс речевых

нарушений.

Исследование потенциала направленного

воздействия музыки на коррекцию эмоциональ-

ного фона с помощью методики «музыкальный

бионормалайзер».

Материалы и методы

Пилотный проект осуществлялся на базе

ФГБУ «Центр патологии речи и нейрореабили-

тации» г.Москвы в течение 2,5 месяцев. В иссле-

довании принял участие больной А., 22 года, об-

разование неполное высшее, правша, инвалид

2 группы. После полученной черепно-мозговой

травмы у больного более 1 года отмечались гру-

бые нарушения речи – сенсорная и эфферент-

ная моторная афазия. Понимание речи было

возможно при опоре на чтение, обращенную

речь пациент не понимал. Экспрессивная речь

строилась по типу «телеграфного стиля»: от-

сутствие глаголов. Отмечалось замедление тем-

па деятельности, инертность, эмоциональное

уплощение, гипомимичность, изменение харак-

тера: раздражительность, несдержанность.

Методы исследования включали: стандар-

тизированное нейропсихологическое исследо-

вание по А. Р. Лурия (1973); методику количе-

ственной оценки речи при афазии (Л.С. Цвет-

кова и соавт., 1983); методику «музыкальный

бионормалайзер»[2]

1

;оригинальный метод ко-

личественной оценки диапазона модуляции го-

лоса; 4) музыкальное тестирование – определе-

ние музыкальности по Б.М. Теплову [3]

2

.

Курс МТ включал в себя рецептивную и ак-

тивную формы, а также вокалотерапию (ВТ) [4],

в виде индивидуальной программы, составлен-

ной с учетом структуры дефекта.

Рецептивная форма МТ для больного строи-

лась на прослушивании произведений, в кото-

рых акцент был сделан на упражнение различе-

ния тембровой окраски, тренировку слухового

восприятия, звуковую стимуляцию, активацию

зон мозга, участвующих в переработке музы-

кальной информации, которые также задей-

ствованы и в других видах познавательной дея-

тельности:

записи с естественными звуками природы;

дифференцированные звуки различных му-

зыкальных инструментов с предъявлением

изображения (скрипки, трубы) или инстру-

мента (пианино, гитара): определение видов

звука, различение тембровой окраски;

музыкальные фрагменты с солирующими

партиями ударных инструментов для акти-

1 Технология, в которой используется зависимость меж-

ду цветом и выбором тональности, позволяющая кор-

ректировать текущее психоэмоциональное состояние,

выявленное цветовым тестом Люшера, путём прослу-

шивания конгруэнтных музыкальных произведений.

2 Метод Б.М. Теплова позволяет выявлять три основные

музыкальные способности:1. ладовое чувство (спо-

собность эмоционально различать ладовые функции

звуков мелодии; 2. способность к слуховому представ-

лению (способность произвольно пользоваться слухо-

выми представлениями, отражающими звуковысотное

движение; 3. музыкально-ритмическое чувство (спо-

собность двигательно переживать музыку, чувствовать

эмоциональную выразительность музыкального ритма

и точно воспроизводить его).