КЛИНИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ, СЛУЧАИ ИЗ ПРАКТИКИ
48
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 2 (8) 2014
Введение
Фундаментальные исследования И.П. Пав-
лова, П.К. Анохина, Э. А. Асратяна, Л.С. Вы-
готского, А. Р. Лурия, А.Н. Леонтьева, Л.О. Ба-
даляна, И.Н. Филимонова и Н.П. Бехтеревой
заложили теоретический фундамент возможно-
стей восстановления нарушений высших психи-
ческих функций. Несмотря на то, что в нейро-
науках проблема «музыка-мозг» анализируется
в рамках современной парадигмы, прикладного
применения музыки как невербального метода,
который активизирует восстановление когни-
тивных процессов, уделяется недостаточно вни-
мания. По мнению Л.С. Цветковой «вопросы
о невербальных формах коммуникации и их свя-
зи с вербальной, о трудностях дифференциации
вербальных и невербальных средств воздей-
ствия, о механизмах их связи и взаимодействия
являются малоизученными и очень важными
для теории и практики восстановления речи,
общения, для социальной реадаптации» [1].
Мы предприняли попытку изучения инди-
видуальной музыкотерапии (МТ) на восстанов-
ление речевых функций при сенсорной афазии,
возникающей при поражении задней трети
верхней височной извилины левого полушария
(зона Вернике), которая приводит к потере спо-
собности различать звуковые единицы языка
и понимать речь. При этом музыкальный слух
сохраняется. Мы исходили из предположения,
что МТ будет оказывать опосредованное воз-
действие на речь, путем активизации сохранных
звеньев речевой функции, которые обеспечива-
ются работой правого полушария (ПП) – про-
содия речи, интонационная выразительность
и т. п. Также мы принимали во внимание,
что МТ будет активно воздействовать на эмоци-
ональную сферу, создавая благоприятный фон
для восстановления речи.
Задачи исследования
Изучение влияния индивидуальной формы
рецептивной, активной МТ на регресс речевых
нарушений.
Исследование потенциала направленного
воздействия музыки на коррекцию эмоциональ-
ного фона с помощью методики «музыкальный
бионормалайзер».
Материалы и методы
Пилотный проект осуществлялся на базе
ФГБУ «Центр патологии речи и нейрореабили-
тации» г.Москвы в течение 2,5 месяцев. В иссле-
довании принял участие больной А., 22 года, об-
разование неполное высшее, правша, инвалид
2 группы. После полученной черепно-мозговой
травмы у больного более 1 года отмечались гру-
бые нарушения речи – сенсорная и эфферент-
ная моторная афазия. Понимание речи было
возможно при опоре на чтение, обращенную
речь пациент не понимал. Экспрессивная речь
строилась по типу «телеграфного стиля»: от-
сутствие глаголов. Отмечалось замедление тем-
па деятельности, инертность, эмоциональное
уплощение, гипомимичность, изменение харак-
тера: раздражительность, несдержанность.
Методы исследования включали: стандар-
тизированное нейропсихологическое исследо-
вание по А. Р. Лурия (1973); методику количе-
ственной оценки речи при афазии (Л.С. Цвет-
кова и соавт., 1983); методику «музыкальный
бионормалайзер»[2]
1
;оригинальный метод ко-
личественной оценки диапазона модуляции го-
лоса; 4) музыкальное тестирование – определе-
ние музыкальности по Б.М. Теплову [3]
2
.
Курс МТ включал в себя рецептивную и ак-
тивную формы, а также вокалотерапию (ВТ) [4],
в виде индивидуальной программы, составлен-
ной с учетом структуры дефекта.
Рецептивная форма МТ для больного строи-
лась на прослушивании произведений, в кото-
рых акцент был сделан на упражнение различе-
ния тембровой окраски, тренировку слухового
восприятия, звуковую стимуляцию, активацию
зон мозга, участвующих в переработке музы-
кальной информации, которые также задей-
ствованы и в других видах познавательной дея-
тельности:
•
записи с естественными звуками природы;
•
дифференцированные звуки различных му-
зыкальных инструментов с предъявлением
изображения (скрипки, трубы) или инстру-
мента (пианино, гитара): определение видов
звука, различение тембровой окраски;
•
музыкальные фрагменты с солирующими
партиями ударных инструментов для акти-
1 Технология, в которой используется зависимость меж-
ду цветом и выбором тональности, позволяющая кор-
ректировать текущее психоэмоциональное состояние,
выявленное цветовым тестом Люшера, путём прослу-
шивания конгруэнтных музыкальных произведений.
2 Метод Б.М. Теплова позволяет выявлять три основные
музыкальные способности:1. ладовое чувство (спо-
собность эмоционально различать ладовые функции
звуков мелодии; 2. способность к слуховому представ-
лению (способность произвольно пользоваться слухо-
выми представлениями, отражающими звуковысотное
движение; 3. музыкально-ритмическое чувство (спо-
собность двигательно переживать музыку, чувствовать
эмоциональную выразительность музыкального ритма
и точно воспроизводить его).