Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  49 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 49 / 64 Next Page
Page Background

КЛИНИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ, СЛУЧАИ ИЗ ПРАКТИКИ

49

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 2 (8) 2014

визирования слухового внимания на рит-

мическом паттерне (например: «Болеро»

Ж.М. Равеля, «Волшебные колокольчики»

В. А. Моцарта – оркестровая запись);

произведения с четкими метроритмическими

структурами в среднем темпе разных жанров:

марш, полька, вальс (например: марш И. Ду-

наевского «Песня о Родине», С. Рахманинов

«Итальянская полька», И. Штраус «Сказки

венского леса»);

вокальные сольные произведения в испол-

нении мужских и женских голосов в темпе

andante, adagio, largo на русском языке (на-

пример: ария Снегурочки из одноименной

оперы Н. А. Римского-Корсакова в испол-

нении И. Масленниковой, песня «Журавли»

Я. Френкеля в исполнении Д. Хворостовско-

го).

В активную форму МТ входили двигательные

ритмические упражнения, танцы, игра на удар-

ных шумовых инструментах и с монозвуком

(металлофоне), элементарная игра на форте-

пиано совместно с музыкотерапевтом в 4 руки.

Методы были направлены на активизацию аф-

ферентно-эфферентных связей в разных видах

восприятия, содействовали процессу моторного

растормаживания.

ВТ начиналась с выборочных дыхательных

упражнений по А.Н. Стрельниковой [5], на-

правленных на формирование певческого низ-

кого диафрагмально-реберного дыхания с про-

должительным выдохом и активным вдохом.

В ВТ использовалась резонаторно-акустическая

настройка, распевания направленные на разви-

тие голосовой модуляции и интонации, на ак-

тивизацию фонации и звукообразования, а так-

же работа над структурой дефекта. Например,

в песенке «Кто пасется на лугу» А. Пахмутовой,

используя картинки по тексту (предъявление

предметных изображений по Л.С. Цветковой),

мы формировали процесс восстановления связи

между образом и словом во время пения.

Разучивание и исполнение наиболее желан-

ных и любимых песен под аккомпанемент форте-

пиано или в сопровождении фонограммы прохо-

дило всегда радостно, эмоционально, с активным

творческим самовыражением. В процессе раз-

учивания много времени уделялось показу и со-

пряженному пению. В связи с тем, что у больного

было сохранно чтение, для исполнения ему пред-

лагались напечатанные тексты песен.

В ВТ работа шла не только над артикуляци-

онной стороной речи, но и над передачей ме-

лодии, ритма, темпа и логического интонаци-

онного ударения во фразах, экспрессии и эмо-

ций – в целом, над активацией просодической

стороны речи. ВТ способствовала формирова-

нию и восстановлению:

диафрагмального ритмичного дыхания;

фонационного и артикуляционного звукоо-

бразования;

звучанию восходящих и нисходящих тонов;

образованию интонационных мелодических

речевых конструкций;

активации и сенсибилизации слухового вос-

приятия, метроритмических и кинестетиче-

ских ощущений в речевой просодии;

регуляции работы мышц связочного голосо-

вого аппарата (нижней челюсти, языка, мяг-

кого неба, губ);

гармонизации психоэмоционального состо-

яния.

Результаты исследования

и обсуждение

Исходное музыкальное тестирование показа-

ло в целом позитивное, адекватное, эмоциональ-

ное отношение пациента к музыкальному искус-

ству. Он чувствовал темп и настроение в произ-

ведениях разного характера

(при прослушивании

1ч.Лунной Сонаты Бетховена сказал: «медлен-

ная,…драма, слезы»; слушая «Шутку» И.С. Баха:

«быстрая,..веселая»

). Личные предпочтения со-

ответствовали музыкальной направленности,

характерной для молодого поколения: русский

рок, аренби, хип-хоп. Мелодический, гармони-

ческий, динамический слух был в норме. Одна-

ко, отмечалась спутанность воспроизведения

метроритмических конструкций (например, не-

точность акцента на первую долю). Вследствие

неактивного, ключичного дыхания больной

имел слабый, приглушенный голос, тусклую

тембровую окраску. Модуляция голоса не выхо-

дила за пределы тритона между ФА и СИ малой

октавы. Отмечалась вялость артикуляционного

аппарата, неточность интонирования и произно-

шения слогов при вокализации.

По окончании курса МТ у больного зафикси-

рованы значительные улучшения речи (рис.1).

Речевой дефект перешел из грубой в среднюю

степень выраженности. До начала МТ количе-

ственная оценка экспрессивной и импрессив-

ной речи в сумме составила 144,5 балла, а после

МТ – 174,5 балла, увеличившись таким образом

на 30 баллов. При этом прирост восстановле-

ния понимания (импрессивной) речи соста-

вил 17 баллов, а устной ‒ 12 баллов. Прогресс

свидетельствует о том, что произошел регресс

нарушений речевого слуха, то есть тренинг му-

зыкального слуха стимулировал процесс восста-

новления речевого.