КЛИНИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ, СЛУЧАИ ИЗ ПРАКТИКИ
49
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 2 (8) 2014
визирования слухового внимания на рит-
мическом паттерне (например: «Болеро»
Ж.М. Равеля, «Волшебные колокольчики»
В. А. Моцарта – оркестровая запись);
•
произведения с четкими метроритмическими
структурами в среднем темпе разных жанров:
марш, полька, вальс (например: марш И. Ду-
наевского «Песня о Родине», С. Рахманинов
«Итальянская полька», И. Штраус «Сказки
венского леса»);
•
вокальные сольные произведения в испол-
нении мужских и женских голосов в темпе
andante, adagio, largo на русском языке (на-
пример: ария Снегурочки из одноименной
оперы Н. А. Римского-Корсакова в испол-
нении И. Масленниковой, песня «Журавли»
Я. Френкеля в исполнении Д. Хворостовско-
го).
В активную форму МТ входили двигательные
ритмические упражнения, танцы, игра на удар-
ных шумовых инструментах и с монозвуком
(металлофоне), элементарная игра на форте-
пиано совместно с музыкотерапевтом в 4 руки.
Методы были направлены на активизацию аф-
ферентно-эфферентных связей в разных видах
восприятия, содействовали процессу моторного
растормаживания.
ВТ начиналась с выборочных дыхательных
упражнений по А.Н. Стрельниковой [5], на-
правленных на формирование певческого низ-
кого диафрагмально-реберного дыхания с про-
должительным выдохом и активным вдохом.
В ВТ использовалась резонаторно-акустическая
настройка, распевания направленные на разви-
тие голосовой модуляции и интонации, на ак-
тивизацию фонации и звукообразования, а так-
же работа над структурой дефекта. Например,
в песенке «Кто пасется на лугу» А. Пахмутовой,
используя картинки по тексту (предъявление
предметных изображений по Л.С. Цветковой),
мы формировали процесс восстановления связи
между образом и словом во время пения.
Разучивание и исполнение наиболее желан-
ных и любимых песен под аккомпанемент форте-
пиано или в сопровождении фонограммы прохо-
дило всегда радостно, эмоционально, с активным
творческим самовыражением. В процессе раз-
учивания много времени уделялось показу и со-
пряженному пению. В связи с тем, что у больного
было сохранно чтение, для исполнения ему пред-
лагались напечатанные тексты песен.
В ВТ работа шла не только над артикуляци-
онной стороной речи, но и над передачей ме-
лодии, ритма, темпа и логического интонаци-
онного ударения во фразах, экспрессии и эмо-
ций – в целом, над активацией просодической
стороны речи. ВТ способствовала формирова-
нию и восстановлению:
•
диафрагмального ритмичного дыхания;
•
фонационного и артикуляционного звукоо-
бразования;
•
звучанию восходящих и нисходящих тонов;
•
образованию интонационных мелодических
речевых конструкций;
•
активации и сенсибилизации слухового вос-
приятия, метроритмических и кинестетиче-
ских ощущений в речевой просодии;
•
регуляции работы мышц связочного голосо-
вого аппарата (нижней челюсти, языка, мяг-
кого неба, губ);
•
гармонизации психоэмоционального состо-
яния.
Результаты исследования
и обсуждение
Исходное музыкальное тестирование показа-
ло в целом позитивное, адекватное, эмоциональ-
ное отношение пациента к музыкальному искус-
ству. Он чувствовал темп и настроение в произ-
ведениях разного характера
(при прослушивании
1ч.Лунной Сонаты Бетховена сказал: «медлен-
ная,…драма, слезы»; слушая «Шутку» И.С. Баха:
«быстрая,..веселая»
). Личные предпочтения со-
ответствовали музыкальной направленности,
характерной для молодого поколения: русский
рок, аренби, хип-хоп. Мелодический, гармони-
ческий, динамический слух был в норме. Одна-
ко, отмечалась спутанность воспроизведения
метроритмических конструкций (например, не-
точность акцента на первую долю). Вследствие
неактивного, ключичного дыхания больной
имел слабый, приглушенный голос, тусклую
тембровую окраску. Модуляция голоса не выхо-
дила за пределы тритона между ФА и СИ малой
октавы. Отмечалась вялость артикуляционного
аппарата, неточность интонирования и произно-
шения слогов при вокализации.
По окончании курса МТ у больного зафикси-
рованы значительные улучшения речи (рис.1).
Речевой дефект перешел из грубой в среднюю
степень выраженности. До начала МТ количе-
ственная оценка экспрессивной и импрессив-
ной речи в сумме составила 144,5 балла, а после
МТ – 174,5 балла, увеличившись таким образом
на 30 баллов. При этом прирост восстановле-
ния понимания (импрессивной) речи соста-
вил 17 баллов, а устной ‒ 12 баллов. Прогресс
свидетельствует о том, что произошел регресс
нарушений речевого слуха, то есть тренинг му-
зыкального слуха стимулировал процесс восста-
новления речевого.