Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  51 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 51 / 64 Next Page
Page Background

ПЕРЕВОДЫ, РЕФЕРАТЫ И РЕЦЕНЗИИ

51

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 3 (21) 2017

ПИЛОТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ

АКУПРЕССУРЫ/АКУПУНКТУРЫ НА ДЕТЕЙ

С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Warren L. R., Rao P.A., Paton D.C.

Расширенный реферат статьи: Pilot Observational Study of an Acupressure/

Acupuncture Intervention in Children with Autism Spectrum Disorder //

Journal of Alternative and Complementary Medicine. May 2017.

https://doi.org/10.1089/acm.2016.0257

Расстройства аутистического спектра (РАС),

включающие атипичные сенсорные и поведен-

ческие реакции в виде гиперактивности, дефи-

цита внимания, раздражительности и агрес-

сивности, желудочно-кишечные расстройства

и нарушения сна, наблюдаются у 1 из 68 детей

и сохраняются на протяжении всей жизни. РАС

являются одной из наиболее частых причин об-

ращения родителей за медицинской помощью

своим детям [1-4]. В качестве таковой чаще все-

го применяется поведенческая терапия, которая

имеет ограниченную эффективность и поэтому

дополняется фармакотерапией. В связи с этим

некоторые родители искали решения проблемы

РАС их детей методами комплементарной и аль-

тернативной медицины [5-7].

В США в качестве таковых обычно приме-

няются изменения диеты, витамины и пище-

вые добавки. Акупрессура и акупунктура (А/А)

применяются редко. При этом в основном

применяется массаж, который обеспечивает

улучшение показателей сна и эмоциональной

сферы, уменьшает проявления дефицита вни-

мания и импульсивности [8]. У детей с РАС,

получавших цигун – массаж, показано суще-

ственное уменьшение сенсорных нарушений,

а также улучшение социального и речевого раз-

вития [9, 10]. В систематических исследовани-

ях, проводимых в Гонконгском Университете,

для лечения детей с РАС наряду с корпоральной

А/А применялись лингвальная и краниальная

аку- и электроакупунктура [11-16].

Представленные результаты клинических ис-

пытаний, свидетельствуют, что А/А может обе-

спечить концептуальное и практическое допол-

нение к используемым в США поведенческим

и фармакологическим подходам к лечению

РАС. Однако, они получены лишь в одном уч-

реждении на однородном этническом контин-

генте, а потому должны быть верифицированы

дополнительными исследованиями с использо-

ванием современных стандартов диагностики

и оценки клинической эффективности [17, 18].

Указанные обстоятельства явились основанием

для проведения представляемого пилотного ис-

следования, в задачи которого входило опреде-

ление переносимости детьми А/А, готовности

их семей придерживаться принятого протокола

лечения и оценка его эффективности.

Дизайн исследования

Контингент детей с РАС и их родителей фор-

мировался путём контактов с сотрудниками спе-

циализированной школы для детей с аутизмом

и группами поддержки аутизма крупного сто-

личного района. Из 57 семей, выразивших за-

интересованность в исследовании, 27 приняли

участие в телефонном интервью. Представители

(родители и дети) 16-ти из этих 27 семей посе-

тили центр аутизма для проверки соответствия

следующим критериям включения в исследова-

ние: дети от 3 до 10 лет, имеющие IQ ≥70 баллов,

с диагностической симптоматикой РАС, отвеча-

ющей «золотым стандартам» [19-21]. Критерии

исключения: дети, которым в течение 4-х недель

до первой сессии исследования была изменена

проводимая терапия или немедицинские виды

помощи. Ни один из пациентов не должен был

начать новый вид терапии или любого иного

вида вмешательства кроме А/А. Окончательный

контингент семей, включённых в исследование,

составил 10 детей (8 мальчиков, 2 девочки) и од-

ного из их родителей.

Каждый из родителей был подробно проин-

формирован о протоколе исследования. По по-

лучении родительского согласия на участие

в исследовании, каждому из них были вручены

3 экземпляра опросника, характеризующего

основные проявления проблемного поведения

ребенка – Behavior Assessment Scale for Children

(BASC) [22]. BASC комплексно характеризу-

ет симптоматику РАС в виде гиперактивности,

агрессии, тревоги, депрессии, соматизации, де-

фицита внимания, адаптивности, приобретения

социальных навыков и их функциональные свя-