НАУЧНЫЕ СТАТЬИ УЧАСТНИКОВ VIII ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ РЕФЛЕКСОТЕРОПЕВТОВ
33
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 4 (10) 2014
лучение с приятным″. В буддизме утверждается,
что нет такой формы жизни, которая не была бы
подвержена страданиям. [2].
В который раз приходиться восхищаться про-
зорливостью некоторых высказываний древних
учений, в данном случае – о том, что не существу-
ет форм жизни, свободных от страданий. Дей-
ствительно, от вредоносных факторов страдают
все биологические объекты. Способность реаги-
рования на повреждающие воздействия является
непременным условием существования всех пред-
ставителей животного мира, а по некоторым сви-
детельствам – и царства растений. Чем более не-
посредственную и серьезную угрозу жизни орга-
низма представляет действующий повреждающий
фактор, тем более быстрой и эффективной долж-
на быть система тревожного оповещения о нем.
В процессе эволюции из ноцицепции развива-
лась более эффективная, но и сложнее организо-
ванная реакция в виде боли. Боль рассматривают
как ключевой фактор эволюционного развития.
Боль – наиболее значимый сигнал, обеспечива-
ющий возможность не только тем или иным спо-
собом избежать непосредственного повреждаю-
щего воздействия, но и активировать механизмы,
направленные на минимизацию его последствий
для организма. Не зря древние греки называли
боль сторожевым псом здоровья.
Современная медицина способна оградить
человека от боли, начиная с процесса его по-
явления на свет и заканчивая уходом из жизни.
Практика лечения болевых синдромов, как и вся
нынешняя медицинская болезнецентрическая
парадигма, ориентирована главным образом
на использование фармакологических средств.
Населению развитых стран доступно использо-
вание широкого спектра болеутоляющих средств
для самостоятельного применения, не обраща-
ясь за медицинской помощью. Анальгетики –
одна из самых многочисленных и наиболее часто
приобретаемая группа лекарственных средств.
В России зарегистрировано свыше 1500 различ-
ных лекарственных форм анальгетиков и несте-
роидных противовоспалительных препаратов.
На фоне безудержной рекламы фармацевтиче-
ских компаний неуклонно возрастает объем про-
даж анальгетиков по безрецептурному отпуску.
При этом от 30 до 80% пациентов негативно ре-
агируют на то или иное лекарственное средство.
Негативные эффекты использования фармпре-
паратов оцениваются как четвертая по значимо-
сти причина смерти в США. Лекарственная ятро-
гения – не единственная расплата современного
общества за возможность жить без боли.
Располагая мощным арсеналом аналгетиков
и анестетиков теоретически возможно обеспе-
чить человеку жизнь без боли. В связи с этим
в философской литературе появились такие ме-
тафорические выражения, как «общество обе-
зболенных» и «анестезия социального поля» [3].
С обывательской, да отчасти и с медицинской,
точек зрения эти обстоятельства рассматрива-
ются как благо современной цивилизации. Од-
нако дефицит болевого опыта имеет и угрожаю-
щие побочные явления. Аналгезия и анестезия
социального поля порождают подсознательную
ностальгию по архаическому болевому опыту.
Она проявляется в широком диапазоне таких
современных явлений, как мода на болезнен-
ные процедуры в виде татуировок и пирсинга,
популярности сцен насилия и аутодеструкции
на кино- и телеэкранах, а также представлен-
ные и в некоторых литературных произведени-
ях. Предполагается, что обществу обезболенных
в большей мере присущи садо-мазохитские ори-
ентации в сексуальном поведении. Недостаток
личностного болевого опыта может рассматри-
ваться как фактор, способствующий росту агрес-
сии и жестокости в современном мире. Человек,
лишённый собственного опыта переживания
боли, отчасти утрачивая инстинкт самосохране-
ния, пренебрегает опасностью получения травм,
что может провоцировать агрессивное поведе-
ние. Лишён он также и сострадания к жертвам
насилия и жестокости. Г.Н. Хайдарова отмеча-
ет и такие негативные аспекты жизни без боли,
как скука и сопутствующая ей бездеятельность:
″Бытие обезболенное – это, в конечном счете,
бездеятельное бытие, так как из него изъята ак-
тивность переживаний человека″ [4].
Указанные негативные явления, чреватые
угрозой общественной деградации, обусловили
иной подход к обоснованию необходимости су-
ществования (оправдания) боли – экзистенци-
альной альгодицеи [5, 6]. В отличие от прежней
апологетики, действующей в условиях практи-
чески неизбежного существования боли, совре-
менная альгодицея следует принципу доказа-
тельности «от противного» – в условиях дефи-
цита болевого опыта в обществе. Обе стратегии
философского осмысления феномена боли при-
водят к одинаковому выводу о том, что болевой
опыт необходим для безопасной жизни как лич-
ности, так и общества. Гуманитарный аспект
боли можно отразить следующей цитатой: ″Боль
является одним из тех ключей, которые не толь-
ко подходят к наиболее сокровенным замкам,
но и открывают доступ к самому миру. При-
ближаясь к тем точкам, где человек оказывается
способным справиться с болью или превзойти
ее, можно обрести доступ к истокам его власти
и к той тайне, которая кроется за его господ-
ством. Скажи мне, как ты относишься к боли,
и я скажу тебе, кто ты!″ [7].