Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  33 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 33 / 64 Next Page
Page Background

НАУЧНЫЕ СТАТЬИ УЧАСТНИКОВ VIII ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ РЕФЛЕКСОТЕРОПЕВТОВ

33

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 4 (10) 2014

лучение с приятным″. В буддизме утверждается,

что нет такой формы жизни, которая не была бы

подвержена страданиям. [2].

В который раз приходиться восхищаться про-

зорливостью некоторых высказываний древних

учений, в данном случае – о том, что не существу-

ет форм жизни, свободных от страданий. Дей-

ствительно, от вредоносных факторов страдают

все биологические объекты. Способность реаги-

рования на повреждающие воздействия является

непременным условием существования всех пред-

ставителей животного мира, а по некоторым сви-

детельствам – и царства растений. Чем более не-

посредственную и серьезную угрозу жизни орга-

низма представляет действующий повреждающий

фактор, тем более быстрой и эффективной долж-

на быть система тревожного оповещения о нем.

В процессе эволюции из ноцицепции развива-

лась более эффективная, но и сложнее организо-

ванная реакция в виде боли. Боль рассматривают

как ключевой фактор эволюционного развития.

Боль – наиболее значимый сигнал, обеспечива-

ющий возможность не только тем или иным спо-

собом избежать непосредственного повреждаю-

щего воздействия, но и активировать механизмы,

направленные на минимизацию его последствий

для организма. Не зря древние греки называли

боль сторожевым псом здоровья.

Современная медицина способна оградить

человека от боли, начиная с процесса его по-

явления на свет и заканчивая уходом из жизни.

Практика лечения болевых синдромов, как и вся

нынешняя медицинская болезнецентрическая

парадигма, ориентирована главным образом

на использование фармакологических средств.

Населению развитых стран доступно использо-

вание широкого спектра болеутоляющих средств

для самостоятельного применения, не обраща-

ясь за медицинской помощью. Анальгетики –

одна из самых многочисленных и наиболее часто

приобретаемая группа лекарственных средств.

В России зарегистрировано свыше 1500 различ-

ных лекарственных форм анальгетиков и несте-

роидных противовоспалительных препаратов.

На фоне безудержной рекламы фармацевтиче-

ских компаний неуклонно возрастает объем про-

даж анальгетиков по безрецептурному отпуску.

При этом от 30 до 80% пациентов негативно ре-

агируют на то или иное лекарственное средство.

Негативные эффекты использования фармпре-

паратов оцениваются как четвертая по значимо-

сти причина смерти в США. Лекарственная ятро-

гения – не единственная расплата современного

общества за возможность жить без боли.

Располагая мощным арсеналом аналгетиков

и анестетиков теоретически возможно обеспе-

чить человеку жизнь без боли. В связи с этим

в философской литературе появились такие ме-

тафорические выражения, как «общество обе-

зболенных» и «анестезия социального поля» [3].

С обывательской, да отчасти и с медицинской,

точек зрения эти обстоятельства рассматрива-

ются как благо современной цивилизации. Од-

нако дефицит болевого опыта имеет и угрожаю-

щие побочные явления. Аналгезия и анестезия

социального поля порождают подсознательную

ностальгию по архаическому болевому опыту.

Она проявляется в широком диапазоне таких

современных явлений, как мода на болезнен-

ные процедуры в виде татуировок и пирсинга,

популярности сцен насилия и аутодеструкции

на кино- и телеэкранах, а также представлен-

ные и в некоторых литературных произведени-

ях. Предполагается, что обществу обезболенных

в большей мере присущи садо-мазохитские ори-

ентации в сексуальном поведении. Недостаток

личностного болевого опыта может рассматри-

ваться как фактор, способствующий росту агрес-

сии и жестокости в современном мире. Человек,

лишённый собственного опыта переживания

боли, отчасти утрачивая инстинкт самосохране-

ния, пренебрегает опасностью получения травм,

что может провоцировать агрессивное поведе-

ние. Лишён он также и сострадания к жертвам

насилия и жестокости. Г.Н. Хайдарова отмеча-

ет и такие негативные аспекты жизни без боли,

как скука и сопутствующая ей бездеятельность:

″Бытие обезболенное – это, в конечном счете,

бездеятельное бытие, так как из него изъята ак-

тивность переживаний человека″ [4].

Указанные негативные явления, чреватые

угрозой общественной деградации, обусловили

иной подход к обоснованию необходимости су-

ществования (оправдания) боли – экзистенци-

альной альгодицеи [5, 6]. В отличие от прежней

апологетики, действующей в условиях практи-

чески неизбежного существования боли, совре-

менная альгодицея следует принципу доказа-

тельности «от противного» – в условиях дефи-

цита болевого опыта в обществе. Обе стратегии

философского осмысления феномена боли при-

водят к одинаковому выводу о том, что болевой

опыт необходим для безопасной жизни как лич-

ности, так и общества. Гуманитарный аспект

боли можно отразить следующей цитатой: ″Боль

является одним из тех ключей, которые не толь-

ко подходят к наиболее сокровенным замкам,

но и открывают доступ к самому миру. При-

ближаясь к тем точкам, где человек оказывается

способным справиться с болью или превзойти

ее, можно обрести доступ к истокам его власти

и к той тайне, которая кроется за его господ-

ством. Скажи мне, как ты относишься к боли,

и я скажу тебе, кто ты!″ [7].