ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
47
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 3 (9) 2014
Нередко в процессе общения с детьми пер-
соналу приходится решать задачи медико-пе-
дагогического характера. Психотерапия паци-
ентов с соматической патологией, в том числе
больных детей, является неотъемлемой частью
комплекса лечебных мероприятий. Врач и се-
стра должны уметь говорить и общаться с па-
циентами, уметь заслужить их доверие и рас-
положение. Это не всегда легкая, но важная
обязательная задача педиатра и детской сестры.
В отличие от взрослых пациентов дети до-
школьного, школьного возраста не всегда могут
оценить опасность своей болезни и убедить-
ся в необходимости лечения; основное место
в отношении ребенка к неизвестному занимает
эмоция страха. Ребенка нельзя обманывать, его
надо психологически подготовить – прежде все-
го, помочь преодолеть отрицательные эмоции.
Для этого следует указать на безболезненность
процедуры, а в том случае, если ожидаются не-
приятные или болевые ощущения, подчеркнуть
их кратковременный характер. Если ребенок со-
противляется, лучше действовать лаской, убеж-
дением, используя шутку, дружескую беседу,
пример старших детей, находящихся в кабинете.
Можно рекомендовать отдельные виды диагно-
стических и лечебных мероприятий проводить
в игровой форме. С помощью игровой ситуации
удается отвлечь ребенка от неприятных пережи-
ваний, в игре ребенок находит радость и успоко-
ение – исчезает страх, притупляется боль. Через
игру дети могут выразить свои чувства, связать
неприятное положение с приятными ощущени-
ями. Для врача в играх открывается возможность
общения с ребенком, изучения его личности,
желаний, потребностей, которые он зачастую
не может сформулировать и высказать врачу.
Родители больного ребенка особенно нуж-
даются в обстоятельной беседе с врачом – его
оценке состояния ребенка, информации о том,
что именно ему будут делать, о перспективах
лечения. Хорошие взаимоотношения, доверие
родителей являются залогом успешного лече-
ния их детей. Доброжелательный контакт, об-
стоятельный инструктаж о правилах поведения,
контроль персонала, осуществляемый с долж-
ным тактом, – все это обеспечит максимальную
пользу участия родителей в лечебном процессе,
поэтому при первой же беседе врач приглаша-
ет их к сотрудничеству. Вопрос о присутствии
в кабинете родителей решается индивидуально.
При невыполнении родителями его рекомен-
даций этика врача не позволяет ему прекратить
лечение, но при этом он должен заранее указать
на ожидаемый недостаточный эффект лечения,
не связанный с его квалификацией. Лучшим
средством коррекции ригидных установок роди-
телей будет достижение улучшения в состоянии
ребенка, что, как правило, ведет к повышению
их заинтересованности в лечении и восприим-
чивости советов врача [2].
Методические особенности
РТ у детей
Методические особенности РТ у детей:
•
подбор игл и инструментария для поверх-
ностного воздействия и акупунктуры (АП)
(молоточки, ролики) в соответствии с воз-
растом и особенностями пациентов;
•
минимально необходимый объем АП и экс-
позиций игл, введение их через направитель;
•
преимущественное использование безболез-
ненных методов РТ для детей раннего возраста;
•
сочетание разнородных методов РТ в одном
сеансе;
•
одновременное или последовательное ком-
плексное применение РТ с другими метода-
ми (мануальная терапия, массаж, лечебная
гимнастика, физиотерапия, необходимые
медикаментозные средства);
•
минимально необходимая длительность се-
ансов и курсов лечения [1, 3].
Необходимый минимум методов РТ, реко-
мендуемый для применения, прописан в При-
казе МЗ РФ №38 от 03.02.99г [4], практически
все они используются в РТ у детей и подростков.
Исходя из собственного опыта, целесообразно
преимущественное использование поверхност-
ной, корпоральной и аурикулярной АП; точеч-
ного, меридианного и вакуумного (баночного)
массажа; цвето-, термо- и лазеропунктуры и ме-
таллоаппликаций. При хорошей переносимости
процедур эффективны фармакопунктура и гоме-
осиниатрия. У старших детей и подростков нахо-
дит применение краниальнаяАП [5]. Младшим
детям для воздействия на зоны скальпа можно
использовать точечный массаж или прогревание.
Примерный алгоритм
лечения в кабинете РТ
Направлением на консультацию служит со-
ответствующая запись врача в истории болезни
или амбулаторной карте. Во время консульта-
тивного осмотра рефлексотерапевт знакомится
с историей болезни, выявляет наличие показа-
ний и противопоказаний к РТ, рекомендует не-
обходимое обследование, объясняет порядок,
содержание, цели и перспективы лечения.
Первичное посещение включает:
•
сбор анамнеза, подробное изучение истории
болезни, данных параклинического обследо-
вания;