Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  47 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 47 / 64 Next Page
Page Background

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

47

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 3 (9) 2014

Нередко в процессе общения с детьми пер-

соналу приходится решать задачи медико-пе-

дагогического характера. Психотерапия паци-

ентов с соматической патологией, в том числе

больных детей, является неотъемлемой частью

комплекса лечебных мероприятий. Врач и се-

стра должны уметь говорить и общаться с па-

циентами, уметь заслужить их доверие и рас-

положение. Это не всегда легкая, но важная

обязательная задача педиатра и детской сестры.

В отличие от взрослых пациентов дети до-

школьного, школьного возраста не всегда могут

оценить опасность своей болезни и убедить-

ся в необходимости лечения; основное место

в отношении ребенка к неизвестному занимает

эмоция страха. Ребенка нельзя обманывать, его

надо психологически подготовить – прежде все-

го, помочь преодолеть отрицательные эмоции.

Для этого следует указать на безболезненность

процедуры, а в том случае, если ожидаются не-

приятные или болевые ощущения, подчеркнуть

их кратковременный характер. Если ребенок со-

противляется, лучше действовать лаской, убеж-

дением, используя шутку, дружескую беседу,

пример старших детей, находящихся в кабинете.

Можно рекомендовать отдельные виды диагно-

стических и лечебных мероприятий проводить

в игровой форме. С помощью игровой ситуации

удается отвлечь ребенка от неприятных пережи-

ваний, в игре ребенок находит радость и успоко-

ение – исчезает страх, притупляется боль. Через

игру дети могут выразить свои чувства, связать

неприятное положение с приятными ощущени-

ями. Для врача в играх открывается возможность

общения с ребенком, изучения его личности,

желаний, потребностей, которые он зачастую

не может сформулировать и высказать врачу.

Родители больного ребенка особенно нуж-

даются в обстоятельной беседе с врачом – его

оценке состояния ребенка, информации о том,

что именно ему будут делать, о перспективах

лечения. Хорошие взаимоотношения, доверие

родителей являются залогом успешного лече-

ния их детей. Доброжелательный контакт, об-

стоятельный инструктаж о правилах поведения,

контроль персонала, осуществляемый с долж-

ным тактом, – все это обеспечит максимальную

пользу участия родителей в лечебном процессе,

поэтому при первой же беседе врач приглаша-

ет их к сотрудничеству. Вопрос о присутствии

в кабинете родителей решается индивидуально.

При невыполнении родителями его рекомен-

даций этика врача не позволяет ему прекратить

лечение, но при этом он должен заранее указать

на ожидаемый недостаточный эффект лечения,

не связанный с его квалификацией. Лучшим

средством коррекции ригидных установок роди-

телей будет достижение улучшения в состоянии

ребенка, что, как правило, ведет к повышению

их заинтересованности в лечении и восприим-

чивости советов врача [2].

Методические особенности

РТ у детей

Методические особенности РТ у детей:

подбор игл и инструментария для поверх-

ностного воздействия и акупунктуры (АП)

(молоточки, ролики) в соответствии с воз-

растом и особенностями пациентов;

минимально необходимый объем АП и экс-

позиций игл, введение их через направитель;

преимущественное использование безболез-

ненных методов РТ для детей раннего возраста;

сочетание разнородных методов РТ в одном

сеансе;

одновременное или последовательное ком-

плексное применение РТ с другими метода-

ми (мануальная терапия, массаж, лечебная

гимнастика, физиотерапия, необходимые

медикаментозные средства);

минимально необходимая длительность се-

ансов и курсов лечения [1, 3].

Необходимый минимум методов РТ, реко-

мендуемый для применения, прописан в При-

казе МЗ РФ №38 от 03.02.99г [4], практически

все они используются в РТ у детей и подростков.

Исходя из собственного опыта, целесообразно

преимущественное использование поверхност-

ной, корпоральной и аурикулярной АП; точеч-

ного, меридианного и вакуумного (баночного)

массажа; цвето-, термо- и лазеропунктуры и ме-

таллоаппликаций. При хорошей переносимости

процедур эффективны фармакопунктура и гоме-

осиниатрия. У старших детей и подростков нахо-

дит применение краниальнаяАП [5]. Младшим

детям для воздействия на зоны скальпа можно

использовать точечный массаж или прогревание.

Примерный алгоритм

лечения в кабинете РТ

Направлением на консультацию служит со-

ответствующая запись врача в истории болезни

или амбулаторной карте. Во время консульта-

тивного осмотра рефлексотерапевт знакомится

с историей болезни, выявляет наличие показа-

ний и противопоказаний к РТ, рекомендует не-

обходимое обследование, объясняет порядок,

содержание, цели и перспективы лечения.

Первичное посещение включает:

сбор анамнеза, подробное изучение истории

болезни, данных параклинического обследо-

вания;