Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  20 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 20 / 64 Next Page
Page Background

ЛЕКЦИИ

20

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 1 (7) 2014

В Европе остеопатия не была столь популяр-

на, как в США, но ее развитие характеризова-

лось более высокими темпами. В Англии Джон

Мартин Литтлджон (1865-1947), ученик Стил-

ла, основал в 1917 г. Британскую школу остео-

патии, первую Европейскую школу подобного

рода. В ней остеопаты представлены собствен-

ным профессиональным уровнем. Во многих

европейских странах остеопаты уже заняли свою

нишу в системе здравоохранения.

Помимо Англии остеопатия довольно ши-

роко представлена во Франции, Швейцарии,

Бельгии, причем представлена на государствен-

ном уровне. В таких странах, как Италия, Гол-

ландия, Германия остеопатия проходит этап ле-

гализации.

История развития остеопатии в России не так

велика, как американская или европейская. Ей

чуть более 20 лет. Несмотря на то, что первое

знакомство отечественных врачей с остеопа-

тией произошло в 1988 году (в Ленинградском

НИИ ортопедии и травматологии им. Турне-

ра при участии одного из ведущих остеопатов

США В. Фраймана), лишь в 1994 году в Санкт-

Петербурге была открыта первая негосудар-

ственная остеопатическая школа – Русская

Высшая Школа Остеопатической Медицины.

Период с 1994 по 2000 годы можно охарактери-

зовать как этап становления частных остеопати-

ческих школ и создания временного образова-

тельного стандарта по остеопатии. Наибольший

вклад в развитие российской остеопатии внесли

французские остеопаты.

В 1997 году с целью защиты населения от не-

компетентных специалистов и защиты профес-

сиональных прав дипломированных остеопатов

был создан Русский Регистр Докторов остеопа-

тии (РРДО). Сегодня Регистр включает в себя

сотни профессиональных остеопатов. В России,

где еще несколько лет назад об остеопатии было

практически ничего неизвестно, в последнее

время появилось немало «остеопатов», не име-

ющих надлежащего для этой практики образо-

вания.

До недавнего времени не существовало ут-

вержденных в законодательном порядке кур-

сов специальной подготовки, поэтому качество

оказания остеопатической помощи нередко

оставляло желать лучшего. Учение об остеопа-

тии, включающее обширный философский раз-

дел, являлось комплексным до такой степени,

что требовало обязательного получения солидно-

го базового образования. Образовательная прак-

тика показала, что таким базовым образованием

уже обладают выпускники медицинских ВУЗов.

Поэтому все особенности обучения на отече-

ственной образовательной базе построены на на-

личии у учащихся остеопатической школы базо-

вых знаний по физиологии, анатомии, биологии

и ряду клинических специальностей.

В 2000 году при активном содействии ру-

ководства

Санкт-Петербургской

медицин-

ской академии последипломного образования

(СПбМАПО) (ныне СЗГМУ им. И.И. Мечни-

кова) и Свободного университета остеопатии

(Франция) в СПбМАПО был организован Учеб-

но-научный центр остеопатической медицины,

который был впоследствии переименован в Ин-

ститут остеопатической медицины. До 2006 года

Институт остеопатической медицины СПбМА-

ПО являлся единственной государственной об-

разовательной структурой в области остеопатии.

В январе 2006 года на базе медицинского фа-

культета Санкт-Петербургского государствен-

ного университета был открыт курс восстано-

вительной медицины и остеопатии. Таким об-

разом, это уже второе государственное учрежде-

ние, в котором на высоком уровне преподается

остеопатическая медицина. Сегодня Институт

остеопатии СПбГУ является структурным под-

разделением медицинского факультета. Остео-

патическое учение является не только терапев-

тическим принципом лечения определенных

болевых синдромов.

Благодаря холистическому взгляду на тело,

это учение рассматривается остеопатами

как всеобъемлющая терапевтическая концеп-

ция для тела, духа и души. Практикующие вра-

чи-остеопаты включают в ее понятие филосо-

фию, науку и искусство. Остеопатия использует

знания анатомии, физиологии, эмбриологии,

химии, физики, а также методы, эффективность

которых проверена опытным путем, но на се-

годняшний день еще не подтверждена научны-

ми доказательствами. К таким пока еще дискус-

сионным, с позиций доказательной медицины

темам, относится перцепционная диагностика

психосоматических и психоэмоциональных на-

рушений.

Литература

1. Новосельцев С. В. Введение в остеопатию.

Краниодиагностика и техники коррек-

ции. – СПб., Фолиант, 2007. – 344 с.

2. Новосельцев С. В. Остеопатия. Основ-

ные приемы лечения и самопомощи. – М.:

Праксис, 2008. – 160 c.

3. Василенко А.М. Персонализация, прогноз

и профилактика в комплементарной меди-

цине // Рефлексотерапия и комплементар-

ная медицина. 2013, №1 (4). с. 26-37.