ЛЕКЦИИ
20
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 1 (7) 2014
В Европе остеопатия не была столь популяр-
на, как в США, но ее развитие характеризова-
лось более высокими темпами. В Англии Джон
Мартин Литтлджон (1865-1947), ученик Стил-
ла, основал в 1917 г. Британскую школу остео-
патии, первую Европейскую школу подобного
рода. В ней остеопаты представлены собствен-
ным профессиональным уровнем. Во многих
европейских странах остеопаты уже заняли свою
нишу в системе здравоохранения.
Помимо Англии остеопатия довольно ши-
роко представлена во Франции, Швейцарии,
Бельгии, причем представлена на государствен-
ном уровне. В таких странах, как Италия, Гол-
ландия, Германия остеопатия проходит этап ле-
гализации.
История развития остеопатии в России не так
велика, как американская или европейская. Ей
чуть более 20 лет. Несмотря на то, что первое
знакомство отечественных врачей с остеопа-
тией произошло в 1988 году (в Ленинградском
НИИ ортопедии и травматологии им. Турне-
ра при участии одного из ведущих остеопатов
США В. Фраймана), лишь в 1994 году в Санкт-
Петербурге была открыта первая негосудар-
ственная остеопатическая школа – Русская
Высшая Школа Остеопатической Медицины.
Период с 1994 по 2000 годы можно охарактери-
зовать как этап становления частных остеопати-
ческих школ и создания временного образова-
тельного стандарта по остеопатии. Наибольший
вклад в развитие российской остеопатии внесли
французские остеопаты.
В 1997 году с целью защиты населения от не-
компетентных специалистов и защиты профес-
сиональных прав дипломированных остеопатов
был создан Русский Регистр Докторов остеопа-
тии (РРДО). Сегодня Регистр включает в себя
сотни профессиональных остеопатов. В России,
где еще несколько лет назад об остеопатии было
практически ничего неизвестно, в последнее
время появилось немало «остеопатов», не име-
ющих надлежащего для этой практики образо-
вания.
До недавнего времени не существовало ут-
вержденных в законодательном порядке кур-
сов специальной подготовки, поэтому качество
оказания остеопатической помощи нередко
оставляло желать лучшего. Учение об остеопа-
тии, включающее обширный философский раз-
дел, являлось комплексным до такой степени,
что требовало обязательного получения солидно-
го базового образования. Образовательная прак-
тика показала, что таким базовым образованием
уже обладают выпускники медицинских ВУЗов.
Поэтому все особенности обучения на отече-
ственной образовательной базе построены на на-
личии у учащихся остеопатической школы базо-
вых знаний по физиологии, анатомии, биологии
и ряду клинических специальностей.
В 2000 году при активном содействии ру-
ководства
Санкт-Петербургской
медицин-
ской академии последипломного образования
(СПбМАПО) (ныне СЗГМУ им. И.И. Мечни-
кова) и Свободного университета остеопатии
(Франция) в СПбМАПО был организован Учеб-
но-научный центр остеопатической медицины,
который был впоследствии переименован в Ин-
ститут остеопатической медицины. До 2006 года
Институт остеопатической медицины СПбМА-
ПО являлся единственной государственной об-
разовательной структурой в области остеопатии.
В январе 2006 года на базе медицинского фа-
культета Санкт-Петербургского государствен-
ного университета был открыт курс восстано-
вительной медицины и остеопатии. Таким об-
разом, это уже второе государственное учрежде-
ние, в котором на высоком уровне преподается
остеопатическая медицина. Сегодня Институт
остеопатии СПбГУ является структурным под-
разделением медицинского факультета. Остео-
патическое учение является не только терапев-
тическим принципом лечения определенных
болевых синдромов.
Благодаря холистическому взгляду на тело,
это учение рассматривается остеопатами
как всеобъемлющая терапевтическая концеп-
ция для тела, духа и души. Практикующие вра-
чи-остеопаты включают в ее понятие филосо-
фию, науку и искусство. Остеопатия использует
знания анатомии, физиологии, эмбриологии,
химии, физики, а также методы, эффективность
которых проверена опытным путем, но на се-
годняшний день еще не подтверждена научны-
ми доказательствами. К таким пока еще дискус-
сионным, с позиций доказательной медицины
темам, относится перцепционная диагностика
психосоматических и психоэмоциональных на-
рушений.
Литература
1. Новосельцев С. В. Введение в остеопатию.
Краниодиагностика и техники коррек-
ции. – СПб., Фолиант, 2007. – 344 с.
2. Новосельцев С. В. Остеопатия. Основ-
ные приемы лечения и самопомощи. – М.:
Праксис, 2008. – 160 c.
3. Василенко А.М. Персонализация, прогноз
и профилактика в комплементарной меди-
цине // Рефлексотерапия и комплементар-
ная медицина. 2013, №1 (4). с. 26-37.