МЕТОДОЛОГИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ВОСТОЧНОЙ МЕДИЦИНЫ И СОВРЕМЕННАЯ НАУКА
15
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 1 (7) 2014
изучение ее основных положений и правил вы-
бора гексаграмм в соответствии с моделью про-
цедуры иглоукалывания.
Заключение
Надеюсь, что предпринятая мною попытка
рассмотрения принципов «Перемен», исполь-
зуемых в отдельных методах иглоукалывания
в качестве основных правил будет не напрасной.
В связи с имеющейся ситуацией с изучением
этих методов лечения следует отметить, что опу-
бликованные ранние работы, для некоторых
врачей являются практическими руководствами
и уже появляются статьи об успешном примене-
нии древних методов иглоукалывания. Еще бо-
лее интересны факты применения, предложен-
ных мною оптимизационных моделей, также
основанных на принципах «Перемен». И в слу-
чае возникновения серьезного интереса к дан-
ной теме возможно более подробное освещение
этих принципов с приведением серьезной аргу-
ментации и анализом опубликованных в рабо-
тах разных авторов клинических примеров.
С другой стороны сами методы иглоукалы-
вания, упомянутые в настоящей статье не зна-
комы широкому кругу специалистов занима-
ющихся традиционной китайской медициной.
И для начинающих изучать эти методы следует
сделать отдельные пояснения. Несмотря на ка-
жущуюся сложность изучения отдельных поло-
жений «Канона перемен», применяемых здесь
наиболее явно и наглядно в связи с использова-
нием символов
гуа
, основные соответствия три-
грамм и гексаграмм уже известны врачам, прак-
тикующим другие методы акупунктуры. Речь
идет об особой взаимосвязи символов триграмм
и гексаграмм с элементами иных классификаци-
онных систем, прежде всего, это учение об
инь
и
ян
и концепция «Великого предела». Также
широкому кругу специалистов в достаточной
степени знакомо учение о пяти элементах
у син
.
Применение символов
гуа
в качестве моделей
определяющих, в конечномсчете, выбор акупун-
ктурных точек может быть избрано отдельными
специалистами в качестве довольно удобной
для практической работы системы. Ведь сами
эти символы не привязаны к конкретному язы-
ку и при достаточном опыте работы с ними эти
фигуры довольно просты и их трактовка в связи
с принципами «Перемен» становится элемен-
тарной задачей по считыванию линий/черт.
Возможен и другой подход к изучению этих
методов и при достаточной квалификации, при-
веденные в связи с их описанием, схемы и та-
блицы с символами
гуа
– могут быть преобра-
зованы в привычные многим рецептурные про-
писи, состоящие из более или менее сложных
сочетаний акупунктурных точек.
Литература.
ljįġ 旰䄏
,
˪渌㜦㖻㳃䓝傹搰䀠⬎˫ˤ⎘⊿
, 1982
⸜ˤġ
Чэнь Чжао. Хэ Сун И Ло дяньнао
чжэнь-цзю сюе. (Применение Хэ Суном
«Перемен» и схемы Ло в электронно-вы-
числительных машинах и акупунктуре). Тай
Бэй, 1982.
2. Chao Chen, Yu Chen, David Twicken. I Ching
Acupuncture. Chao Chens balance metod.
Glendora, California, 2003. – 81 P.
3. Фалев А.И. Классическая методология тра-
диционной китайской чжэнь-цзю терапии
(иглоукалывание и прижигание). М.: Изд-
во «Прометей», 1991. 199 с.
4. Чибисов Т.П., Фалев А.И. Шесть параме-
трических позиций всеобщего энергетиче-
ского уравнения и их медицинское значе-
ние. Ст.опубл.: Вопросы альтернативной
медицины №1, Сочи – Воронеж, 2003. –
196 стр. – С. 84-96
5. Чибисов Т.П., Фалев А.И. Методология
формирования моделей Перемен в класси-
ческой китайской чжэнь-цзю терапии. Ст.
опубл.: Вопросы альтернативной медицины
№2, Сочи – Воронеж, 2004. – 297 стр. – С.
206-233
6. Ким А.Н. Об использовании символов «Ка-
нона перемен» в практике акупунктуры.
Ст.опубл.: Вопросы альтернативной ме-
дицины №3, Сочи – Воронеж, 2005. – 316
стр. – С. 236-239
ĸįġ ˪␐㖻ℐḎ˫ᷣ
亾烉恡⌂ˤ⊿Ṕ
,
乧塭Ḏ⯨
(Thread-binding Books Publishing House),
2010
⸜ˤ
Чжоу И цюаньшу (Антология
«Чжоуских Перемен»)/Сост. Цзоу Бо. Пе-
кин, 2010.
8. Агеев Н.Ю. И цзин и календарь в творче-
стве ханьских ученых. Ст. опубл.: Обще-
ство и государство в Китае: XXXIX научная
конференция/Ин-т востоковедения РАН. –
М.: Вост. Лит., 2009. – 502 стр. – Ученые
записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 1. с.
434-449.