МЕТОДОЛОГИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ВОСТОЧНОЙ МЕДИЦИНЫ И СОВРЕМЕННАЯ НАУКА
11
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 1 (7) 2014
Содержание самой работы уникально и здесь
можно увидеть более
десяти оригинальных ме-
тодов [1], описанных в отдельной главе «Ме-
тоды иглоукалывания Хэ Суна, основанные
на принципах Перемен». В связи с данными
методами приводится принцип лечения – «из-
гнание патогенных факторов посредством вось-
ми триграмм» (
ба гуа цюй се
ℓ⌎槭恒
), имеющий
отношение к указанным выше записям о мето-
дах иглоукалывания. Имя Хэ Суна упоминается
также в названии отдельных схем или таблиц,
опубликованных у Чэнь Чжао и при этом наи-
более аутентичных.
Среди избранных мною, в качестве основы
построения оптимизационных моделей мето-
дов, особого внимания [1] заслуживают: «Метод
иглоукалывания точек транспортировки кана-
лов –
ян
в соответствии с гексаграммами» (
Ян
цзин шу сюэ гуа чжэнь фа
春䴻儏䨜⌎憅㱽
) и «Ме-
тод иглоукалывания точек транспортировки ка-
налов –
инь
в соответствии с гексаграммами»
(
Инь цзин шу сюэ гуа чжэнь фа
昘䴻儏䨜⌎憅㱽
).
В девяностых годах XX века у меня сложилось
свое представление об указанных методах Хэ
Суна. Результаты исследований были впервые
представлены мною в пяти докладах на семина-
ре Школы «Медицина Перемен» А.И. Фалева
в 2002 году, где я выступал в качестве препода-
вателя и последующих с 2003 года статьях, мно-
гочисленных докладах на семинарах и научных
конференциях. Методы иглоукалывания точек
«транспортировки» каналов –
ян
и каналов –
инь
в дальнейшем рассматривались уже в связи
с предложенными мною оптимизационными
моделями
[4, 5, 6]. Для более четкого представ-
ления об изначальном варианте данных мето-
дов было решено провести их анализ с особым
акцентом на принципы «Перемен», лежащие
в их основе.
В качестве графических моделей иглоука-
лывания здесь применяют особые фигуры (
гуа
⌎
) – триграммы и гексаграммы.
Прежде всего,
устанавливается взаимосвязь точек и шести ли-
ний/черт гексаграмм (
лю яо
ℕ䇣
). Где, под точ-
ками подразумевается 5 точек «транспортиров-
ки» (у
шу сюэ
Ḽ儏䨜
), расположенных на каж-
дом из 12-ти главных каналов: точки «колодцы»
(
цзин сюэ
ḽ䨜
), точки «ручьи» (
ин сюэ
㹶䨜
),
точки «быстрины» (
шу сюэ
ℒ䨜
), точки «реки»
или дословно «каналы» (
цзин сюэ
䴻䨜
) и точки
«устья» (
хэ сюэ
⎰䨜
). При установлении взаи-
мосвязи пяти точек «транспортировки» с ше-
стью линиями/чертами гексаграмм для кана-
лов –
ян
– используют точки «источники» (
юань
сюэ
⍇䨜
), а для каналов –
инь
– точки «ответ-
вления» (
ло сюэ
亄䨜
). Учитывая, отличительные
особенности в соотношении точек каналов –
ян
и каналов –
инь
с шестью линиями/чертами
восьми «чистых» гексаграмм, тридцать две точ-
ки каналов –
ян
и тридцать две точки каналов –
инь
представлены на отдельных схемах (см. схе-
мы 1 и 2), подобных [1] соответствующим им
таблицам.
Выделенные методы акупунктуры имеют
в своей основе единый принцип
«ɬɜɟɪɞɨɟ ɢ ɦɹɝ-
ɤɨɟ ɜɡɚɢɦɨɞɟɣɫɬɜɭɸɬ»
(
ɝɚɧ ɠɨɭ ɫɹɧ ɦɨ
∃㝼䚠㐑
),
представляющий собой перефразированный
вариант изречения из
Сицы чжуань
[7] (нижний
раздел гл. I «Формирование рядов
ба гуа
» (
ℓ⌎
ㆸ↿!
ба гуа чэн лэ
)) – «твердое и мягкое чере-
дуются друг с другом» (
ɝɚɧ ɠɨɭ ɫɹɧ ɬɭɣ
∃㝼䚠
㍐
). Где, в приведенных к тексту
Сицы чжуань
комментариях указывается что «твердое и мяг-
кое» (
ɝɚɧ ɠɨɭ
∃㝼
)
– это
инь
или
ян
линии/чер-
ты (
инь-ян яо
昘春䇣
). Естественно, «твердое»
(
ган
∃
) – относится к янским линиям/чертам
(
春䇣
ян яо
), а «мягкое» (
жоу
㝼
) – имеет отно-
шение к иньским линиям/чертам (
昘䇣!
инь яо
).
Чередование (
сян туй
䚠㍐
) трактуется как в той
или иной степени сложное переплетение ли-
ний/черт, занимающих определенные позиции.
Таким образом, изречение в целом имеет отно-
шение к различным символам «Канона пере-
мен», состоящим из прерывистых или непре-
рывных линий/черт.
В приведенных у Чэнь Чжао [1] комментари-
ях принципа «твердое и мягкое взаимодействуют
друг с другом», «твердое» (
ган
∃
) – соотносится
с янскими
гуа
(
ян гуа
春⌎
), а «мягкое» – с инь-
скими
гуа
(
инь гуа
昘⌎
). При этом здесь подраз-
умевается, что фигуры
гуа
это восемь триграмм
(
ба гуа
ℓ⌎
), составляющих гексаграммы. Судя
по предложенному [1] разделению
ба гуа
на инь-
ские и янские триграммы с характерным соот-
ветствием
Ли
–
инь
а
Кань
–
ян
, данная класси-
фикация основана на представленной в
Шо гуа
чжуань
[7] гл. Х, последовательности сыновей
(янские триграммы) и дочерей (иньские три-
граммы), порождаемых главными триграммами
Цянь
и
Кунь
. Учитывая рассматриваемый прин-
цип
ган жоу
, четыре триграммы – соотносятся
с «твердым» (
ган
∃
):
Ḧ!
Цянь
(
ян
) – Небо, отец;
暯!
Чжэнь
(
ян
) – старший сын;
⛶!
Кань
(
ян
) –
средний сын;
刖!
Гэнь
(
ян
) – младший сын. Че-
тыре триграммы – соотносимые с «мягким»
(
жоу
㝼
):
✌!
Кунь
(
инь
) – Земля, мать;
ⶥ!
Сюнь
(
инь
) – старшая дочь;
暊!
Ли
(
инь
) – средняя
дочь;
!
Дуй
(
инь
) – младшая дочь.
Используя [1] принцип «твердый – мягкий»
(
ɝɚɧ ɠɨɭ
∃㝼
) различают каналы и коллатера-
ли (
цзин ло
䴻䴉
), каналы –
ян
(
ян цзин
春䴻
) –
«твердые», а каналы –
инь
(
инь цзин
昘䴻
) – «мяг-