Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  11 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 64 Next Page
Page Background

МЕТОДОЛОГИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ВОСТОЧНОЙ МЕДИЦИНЫ И СОВРЕМЕННАЯ НАУКА

11

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 1 (7) 2014

Содержание самой работы уникально и здесь

можно увидеть более

десяти оригинальных ме-

тодов [1], описанных в отдельной главе «Ме-

тоды иглоукалывания Хэ Суна, основанные

на принципах Перемен». В связи с данными

методами приводится принцип лечения – «из-

гнание патогенных факторов посредством вось-

ми триграмм» (

ба гуа цюй се

ℓ⌎槭恒

), имеющий

отношение к указанным выше записям о мето-

дах иглоукалывания. Имя Хэ Суна упоминается

также в названии отдельных схем или таблиц,

опубликованных у Чэнь Чжао и при этом наи-

более аутентичных.

Среди избранных мною, в качестве основы

построения оптимизационных моделей мето-

дов, особого внимания [1] заслуживают: «Метод

иглоукалывания точек транспортировки кана-

лов –

ян

в соответствии с гексаграммами» (

Ян

цзин шу сюэ гуа чжэнь фа

春䴻儏䨜⌎憅㱽

) и «Ме-

тод иглоукалывания точек транспортировки ка-

налов –

инь

в соответствии с гексаграммами»

(

Инь цзин шу сюэ гуа чжэнь фа

昘䴻儏䨜⌎憅㱽

).

В девяностых годах XX века у меня сложилось

свое представление об указанных методах Хэ

Суна. Результаты исследований были впервые

представлены мною в пяти докладах на семина-

ре Школы «Медицина Перемен» А.И. Фалева

в 2002 году, где я выступал в качестве препода-

вателя и последующих с 2003 года статьях, мно-

гочисленных докладах на семинарах и научных

конференциях. Методы иглоукалывания точек

«транспортировки» каналов –

ян

и каналов –

инь

в дальнейшем рассматривались уже в связи

с предложенными мною оптимизационными

моделями

[4, 5, 6]. Для более четкого представ-

ления об изначальном варианте данных мето-

дов было решено провести их анализ с особым

акцентом на принципы «Перемен», лежащие

в их основе.

В качестве графических моделей иглоука-

лывания здесь применяют особые фигуры (

гуа

) – триграммы и гексаграммы.

Прежде всего,

устанавливается взаимосвязь точек и шести ли-

ний/черт гексаграмм (

лю яо

ℕ䇣

). Где, под точ-

ками подразумевается 5 точек «транспортиров-

ки» (у

шу сюэ

Ḽ儏䨜

), расположенных на каж-

дом из 12-ти главных каналов: точки «колодцы»

(

цзин сюэ

ḽ䨜

), точки «ручьи» (

ин сюэ

㹶䨜

),

точки «быстрины» (

шу сюэ

ℒ䨜

), точки «реки»

или дословно «каналы» (

цзин сюэ

䴻䨜

) и точки

«устья» (

хэ сюэ

⎰䨜

). При установлении взаи-

мосвязи пяти точек «транспортировки» с ше-

стью линиями/чертами гексаграмм для кана-

лов –

ян

– используют точки «источники» (

юань

сюэ

⍇䨜

), а для каналов –

инь

– точки «ответ-

вления» (

ло сюэ

亄䨜

). Учитывая, отличительные

особенности в соотношении точек каналов –

ян

и каналов –

инь

с шестью линиями/чертами

восьми «чистых» гексаграмм, тридцать две точ-

ки каналов –

ян

и тридцать две точки каналов –

инь

представлены на отдельных схемах (см. схе-

мы 1 и 2), подобных [1] соответствующим им

таблицам.

Выделенные методы акупунктуры имеют

в своей основе единый принцип

«ɬɜɟɪɞɨɟ ɢ ɦɹɝ-

ɤɨɟ ɜɡɚɢɦɨɞɟɣɫɬɜɭɸɬ»

(

ɝɚɧ ɠɨɭ ɫɹɧ ɦɨ

∃㝼䚠㐑

),

представляющий собой перефразированный

вариант изречения из

Сицы чжуань

[7] (нижний

раздел гл. I «Формирование рядов

ба гуа

» (

ℓ⌎

ㆸ↿!

ба гуа чэн лэ

)) – «твердое и мягкое чере-

дуются друг с другом» (

ɝɚɧ ɠɨɭ ɫɹɧ ɬɭɣ

∃㝼䚠

). Где, в приведенных к тексту

Сицы чжуань

комментариях указывается что «твердое и мяг-

кое» (

ɝɚɧ ɠɨɭ

∃㝼

)

– это

инь

или

ян

линии/чер-

ты (

инь-ян яо

昘春䇣

). Естественно, «твердое»

(

ган

) – относится к янским линиям/чертам

(

春䇣

ян яо

), а «мягкое» (

жоу

) – имеет отно-

шение к иньским линиям/чертам (

昘䇣!

инь яо

).

Чередование (

сян туй

䚠㍐

) трактуется как в той

или иной степени сложное переплетение ли-

ний/черт, занимающих определенные позиции.

Таким образом, изречение в целом имеет отно-

шение к различным символам «Канона пере-

мен», состоящим из прерывистых или непре-

рывных линий/черт.

В приведенных у Чэнь Чжао [1] комментари-

ях принципа «твердое и мягкое взаимодействуют

друг с другом», «твердое» (

ган

) – соотносится

с янскими

гуа

(

ян гуа

春⌎

), а «мягкое» – с инь-

скими

гуа

(

инь гуа

昘⌎

). При этом здесь подраз-

умевается, что фигуры

гуа

это восемь триграмм

(

ба гуа

ℓ⌎

), составляющих гексаграммы. Судя

по предложенному [1] разделению

ба гуа

на инь-

ские и янские триграммы с характерным соот-

ветствием

Ли

инь

а

Кань

ян

, данная класси-

фикация основана на представленной в

Шо гуа

чжуань

[7] гл. Х, последовательности сыновей

(янские триграммы) и дочерей (иньские три-

граммы), порождаемых главными триграммами

Цянь

и

Кунь

. Учитывая рассматриваемый прин-

цип

ган жоу

, четыре триграммы – соотносятся

с «твердым» (

ган

):

Ḧ!

Цянь

(

ян

) – Небо, отец;

暯!

Чжэнь

(

ян

) – старший сын;

⛶!

Кань

(

ян

) –

средний сын;

刖!

Гэнь

(

ян

) – младший сын. Че-

тыре триграммы – соотносимые с «мягким»

(

жоу

):

✌!

Кунь

(

инь

) – Земля, мать;

ⶥ!

Сюнь

(

инь

) – старшая дочь;

暊!

Ли

(

инь

) – средняя

дочь;

⃴!

Дуй

(

инь

) – младшая дочь.

Используя [1] принцип «твердый – мягкий»

(

ɝɚɧ ɠɨɭ

∃㝼

) различают каналы и коллатера-

ли (

цзин ло

䴻䴉

), каналы –

ян

(

ян цзин

春䴻

) –

«твердые», а каналы –

инь

(

инь цзин

昘䴻

) – «мяг-