ЛЕКЦИИ
№ 2 (2) 2012
8
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
Первые свидетельства о целебных растени-
ях встречаются задолго до нашей эры у древних
цивилизаций Ближнего Востока —шумеров, ас-
сирийцев, вавилонян. Лекарственные растения
были известны и древним народам Восточной
и Юго-Восточной Азии. Достаточно полные
данные по истории фитотерапии сохранились
в одной из древнейших стран — в Китае. Исто-
рия традиционной китайской медицины, по до-
кументальным данным, насчитывает более 4-х
тысяч лет, но фактически она появилась значи-
тельно раньше.
Начало медицинской науки в Китае связы-
вают с легендарным императором Шэнь-нуном
(1-я половина III тыс. до н.э.). Шэнь-нун бэнь
цао цзин — «Канон корней и трав Шэнь-нуна»
(его также называют «Травник Шэнь-нуна»,
«Материя Медика Шэнь-нуна», «Классические
рецепты Божественного Землепашца»). По сути
это самая ранняя фармакопея, содержавшая
сведения о 365 «травах». Первоначальный текст
книги, формировавшийся с конца III века до н.э.
по начало I века н.э., не сохранился, но был позд-
нее интегрирован в «Бэнь-цао-цзин-цзи-чжу»
(Канон корней и трав с собранием комментари-
ев) Тао Хун-цзина. В последующих «травниках»
и «материя медика» приводились не только опи-
сания растений, но и способы, время сбора, ме-
тоды приготовления и употребления растений
для лечения. Такие книги на протяжении мно-
говековой истории Китая многократно переиз-
давались. В одной из последних, написанной Ли
Ши-чженем в XVI в., перечислены уже 1892 ле-
карственных растения.
Число исходных ингредиентов в прописях
для приготовления настоев, отваров, пилюль
и других лекарственных форм в традиционной
китайской медицине может достигать несколь-
ких десятков. Прописи имеют характерные опи-
сания действия, указывающие, на коррекцию
какого состояния оно направлено и перечень
симптомов, при наличии которых рекомендо-
вано применение данного рецепта (в том числе,
состояние языка и пульса). Особенности китай-
ской медицины связывают не только с развити-
ем особых философских теорий, но и с широ-
ким арсеналом лекарств, взятых из богатейшей
флоры страны. Ввоза лекарственных растений
в Китай практически не было, напротив, он сам
исторически выступал в роли экспортера расти-
тельного сырья и препаратов.
Древнеиндийская медицина также имеет
оригинальную философию и чрезвычайно бога-
тые и разнообразные растительные источники
для получения лекарств. Древнейшей санкрит-
ской медицинской книгой Индии, составлен-
ной до новой эры, считается «Аюр-веда» («На-
ука о жизни»). Она неоднократно перерабаты-
валась и дополнялась; в наиболее известных
изданиях содержится от 500 до 700 описаний
лекарственных растений, взятых из богатейшей
местной флоры. Лечебные средства, упоминав-
шиеся в «Аюрведе», до сих пор используются
в индийской медицине, а некоторые — в меди-
цине других стран.
На базе древнеиндийской медицины, при-
внесенной в Тибет вместе с буддизмом (VIII в.
н.э.), появляется тибетская медицина. С сан-
скрита на тибетский язык были переведены
многие книги, и ими пользуются до сих пор.
Наибольшую известность получила «Джудши»
(«Сущность целебного»), составленная на ос-
нове «Аюрведы». В этом источнике индийская
медицина, хотя и сохранила свои теории и тра-
диции, но была значительно переработана и ви-
доизменена в плане ассортимента лекарствен-
ных средств. Одновременно тибетская медици-
на пополнялась опытом китайской и монголь-
ской медицины и, в свою очередь, продвигалась
в Китай и Японию. Следствием этих процессов
стало дальнейшее пополнение перечня лекар-
ственных растений и разносторонность сведе-
ний об их лечебном использовании.
Одна из древнейших культур Средиземно-
морья — Вавилонская отличалась широкими
культурными связями с другими странами того
времени, в том числе и с такими отдаленными,
как Индия и Китай. Медицинские представле-
ния Древнего Вавилона являлись прямым про-
должением древнейших шумерийских знаний,
а при дальнейшем развитии культура Вавилона,
ассимилировавшая знания из различных ис-
точников, дала начало медицинским системам
Ассирии и Эллады. Древнеегипетская медицина
также повлияла на развитие медицины сосед-
них культур, включая культуру Древней Греции
и других стран античного мира. Первое дошед-
шее до нас обстоятельное сочинение о лекар-
ственных растениях, в котором приведено науч-
ное обоснование их применения, принадлежит
крупнейшему мыслителю, древнегреческому
врачу, одному из родоначальников современ-
ной научной медицины Гиппократу (460-377 гг.
до н.э.). В нем он описал 236 лекарственных рас-
тений, которые применялись тогда в медицине,
причем в своей практике Гиппократ использо-
вал их без переработки. Он считал, что лекар-
ственные вещества содержатся в природе в оп-
тимальном виде и что лекарственные растения
в необработанном виде или в виде соков ока-
зывают лучшее действие на человеческий орга-
низм. Описания многих растений встречаются