Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  9 / 68 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 68 Next Page
Page Background

ЛЕКЦИИ

№ 2 (2) 2012

9

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

также в трудах Теофраста, Аристотеля, Диоско-

рида. Древние греки интересовались также ин-

дийской медициной: во время похода Алексан-

дра Македонского в Индию было собрано мно-

го индийских лекарственных растений. Кроме

того, индийские растения (особенно пряности)

ввозили в свое время в Римскую империю.

Опыт применения лекарственных трав обоб-

щили такие древнеримские ученые, как Плиний

Старший, Цельс и Клавдий Гален (131-201 гг.

н.э.) В противоположность Гиппократу Гален

считал, что в растительном сырье наряду с по-

лезными веществами содержатся ненужные,

а порою и вредные. Он старался извлечь из рас-

тений полезные вещества, используя их в виде

таких лекарственных форм, как настои, отвары,

настойки. Эти методы широко вошли во врачеб-

ную практику: так называемые галеновые пре-

параты носят его имя и в настоящее время.

В эпоху средневековья первенство в разви-

тии медицины перешло к арабам. Знания арабов

о лечебных свойствах растений берут свое нача-

ло от древних шумеров, затем они пополнялись

сведениями, заимствованных у других народов

Востока — Египта, Индии, Персии. Среди тру-

дов того времени, содержащих сведения о ле-

карственных растениях, наибольшей извест-

ностью пользуется «Канон врачебной медици-

ны» Абу-Али-Ибн-Сины (известного в Европе

как Авиценна), выдающегося таджикского уче-

ного из Бухары (980-1037 гг.). Он описал приме-

нение свыше 700 видов растений, мумие и ряда

препаратов животного происхождения.

Начиная с XII века, арабская медицина через

Испанию и Сицилию стала проникать в Евро-

пу. Арабские медицинские книги и арабские же

переводы сочинений древних греков и римлян

были переведены на латинский язык. Фактиче-

ски, большинство многочисленных «гербариев»

и «травников» того времени представляло со-

бой более или менее дополненные компиляции

одних и тех же источников, великих греческих

и арабских врачей, ограничивалось растения-

ми относительно узкой географической области

и лишь в незначительной степени отражало сред-

ства народной медицины европейских стран.

Последующее развитие научных знаний при-

вело к тенденции выделения из растений инди-

видуальных, совершенно чистых действующих

веществ, как обладающих постоянством дей-

ствия и поддающихся более точной дозировке.

Основоположником этого направления счи-

тается швейцарский врач и химик Парацельс

(1483-1541 гг.). Он полагал, что болезни воз-

никают из-за отсутствия в организме некото-

рых химических веществ, которые при лечении

и надо вводить в виде лекарств. Вместе с тем Па-

рацельс широко использовал наблюдения на-

родной медицины: он считал, что если природа

произвела болезнь, то она подготовила и сред-

ство для исцеления от нее, которое должно на-

ходиться в местности, окружающей больного.

По этой причине он был против применения

иноземных лекарственных растений.

В дальнейшем расширение набора лекар-

ственных растений в Европе было более или ме-

нее случайным и происходило в основном

за счет наиболее популярных растений тех на-

циональных медицинских систем, с которыми

приходилось сталкиваться европейцам.

Фитотерапия на Руси зародилась как эм-

пирический народный опыт еще в языческие

времена, но только с принятием христианства,

с распространением письменности и грамот-

ности на Руси были созданы предпосылки

для систематизации, обобщения опыта народ-

ной медицины, стали появляться «лечебники»

и «травники» — книги с описаниями растений

и их свойств. Через Византию на Русь проникает

и наследие античных авторов. Книги о лечении

травами попадали в монастыри и были пере-

ведены монахами на русский язык. Свидетель-

ством творческой компиляции работ врачей ми-

нувших эпох является анализ содержания книг

из монастырских библиотек. Так, среди книг,

написанных Св. Кириллом в Кирилло-Белозер-

ском монастыре находится труд, многие разде-

лы которого явно заимствованы из сочинений

древнеримского врача Галена [5]. Выпущенное

в 1866 г. первое издание Российской Фарма-

копеи включало 256 лекарственных растений.

До VII ее издания (1925 г.) число импортируе-

мых видов было сравнимо с числом отечествен-

ных. Кроме того, в лечебных целях исторически

широко применялись пищевые растения, при-

чем не только культивируемые и дикорастущие,

но и иноземные. Из последних наиболее часто

для лечения заболеваний использовали пряно-

сти и специи, попадавшие в Россию как из Ев-

ропы, так и из Азии и Ближнего Востока. Не-

смотря на это, потенциал отечественной фи-

тотерапии гораздо выше: общее количество

растений, используемых в народной медицине

России, по данным разных авторов, составляет

от 10 до 20 тысяч видов.

В середине прошлого века начался процесс

вытеснения растительных препаратов из общей

номенклатуры лекарственных средств. Это было

связано с бурным развитием фармацевтической

и химической промышленности, появлением

антибиотиков и успехами в лечении многих тя-

желых заболеваний. На государственном уров-