Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  8 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 64 Next Page
Page Background

МЕТОДОЛОГИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ВОСТОЧНОЙ МЕДИЦИНЫ И СОВРЕМЕННАЯ НАУКА

8

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 3 (21) 2017

сматривать не планируется. Следует отметить

только факт распространенности данной терми-

нологии в текстах что под час затрудняет поиск

фрагментов имеющих какое-либо существен-

ное значение для формирования теоретических

представлений о трех

инь

и трех

ян

.

По моему мнению, для понимания теории

трех

инь

и трех

ян

особое внимание следует уде-

лить рассмотрению текстов по ицзинистике

(

и сюэ

易學

). Сами символы триграмм, гекса-

грамм и календарные соответствия трех

инь

и трех

ян

, встречаются в литературе не имеющей непо-

средственного отношения к теории или практи-

ке

чжэнь-цзю

терапии, однако при рассмотрении

подобных текстов становится очевидной их взаи-

мосвязь с классическими для традиционной ки-

тайской медицины текстами.

Некоторые аспекты моделирования предпо-

лагаемого течения заболеваний, предложенного

в данной статье, как раз и основываются на су-

ществующих в ицзинистике правилах и принци-

пах. Календарные соответствия трех

инь

и трех

ян

при их тщательном изучении могут приме-

няться для формирования хронобиологических

и хронотерапевтических закономерностей, ко-

торые могут быть полезны в

чжэнь-цзю

терапии.

Теоретические представления

о трех инь и трех ян

Теория трех

инь

и трех

ян

(

сань инь сань ян

阴三阳

), изложенная в каноне «Вопросы о про-

стейшем» (

Су вэнь

), является важной нуме-

рологизированной составляющей учения

инь

ян

. Представление о трех

инь

и трех

ян

связано

со степенью их концентрации от единицы в ми-

нимальной до трех в максимальной концентра-

ции. При этом, «недостаточная

инь

» (

цзюэ инь

) это один

инь

, «меньшая

инь

» (

шао инь

少阴

) –

два

инь

, «великая

инь

» (

тай инь

太阴

) – три

инь

,

«меньшая

ян

» (

шао ян

少阳

) – один

ян

, «светлый

ян

» (

ян мин

阳明

) – два

ян

и «великий

ян

» (

тай ян

太阳

) – три

ян

.

Рассматривая текст канона

Су вэнь

[1, 2] в свя-

зи с представлениями о трех

инь

и трех

ян

, воз-

никает впечатление о многозначности данной

терминологии, которая может иметь отношение

к шести небесным и шести земным

ци

(

тянь ди

лю ци

天地六气

) с признаками трех

инь

– трех

ян

или более распространенного варианта, обо-

значающего каналы-сосуды (

цзин-май

) че-

ловеческого тела. В 79-м разделе канона

Су вэнь

«Рассуждение о категориях

инь

и

ян

» (

инь ян лэй

лунь

阴阳

类论

) такие термины, как три

ян

и т. п.,

представляют именно каналы. В 72-м разделе

[1, 3] «Сообщение с небом» (

Тун-Тянь

通天

) ка-

нона «Ось духа» (

Линь шу

灵枢

) предложена клас-

сификация конституции человека в связи с тре-

мя

инь

и тремя

ян

.

Изучая различные разделы двух канонов,

составляющих «Канон о внутреннем Хуан Ди»

(

Хуан Ди нэй цзин

黄帝内

), следует отметить,

что термины взаимосвязанные с каналами, та-

кие как шесть каналов (

лю цзин

) обознача-

ют все 12 основных каналов с учетом 6-ти кана-

лов рук и ног. Классификация каналов получает

широкое распространение и дальнейшее разви-

тие в связи комплементарной классификацией

болезней и соответствующими методами их ле-

чения. Так например, в 31-м разделе [1, 2] «О ли-

хорадочных заболеваниях» (

Жэ лунь

热论

) кано-

на

Су Вэнь

, используя термины три

инь

и три

ян

,

представляют проникновение патогенной

ци

холода и ее наиболее вероятное проникновение

снаружи – внутрь в соответствии с днями с мо-

мента начала заболевания:

1-й день – (

тай ян

太阳

); 2-й день – (

ян мин

); 3-й день – (

шао ян

少阳

); 4-й день – (

тай инь

太阴

); 5-й день – (

шао инь

少阴

); 6-й день – (

цзюэ

инь

厥阴

). Подобная информация о шести кана-

лах в связи проникновением холода и дальнейшем

развитием заболеваний содержится также в 7-й

главе [4] «Канона основ иглоукалывания и при-

жигания» (

Чжэнь цзю цзя и цзин

灸甲乙

).

В работе знаменитого врача Чжан Чжун-цзина

(150-219 гг.), трактате [5, 15] «Суждения о лихо-

радочных заболеваниях вызванных холодом»

(

Шан хан лунь

傷寒論

) рассматриваются различ-

ные степени развития заболеваний, вызванных

восприятием патогенного холода в связи шестью

парами каналов, теория трех

инь

и трех

ян

полу-

чает дальнейшее развитие. При этом, отдельное

внимание уделяется взаимосвязи между синдро-

мами и шестью каналами, когда развитие заболе-

ваний из за восприятия патогенной

ци

происхо-

дит от наружного синдрома к внутреннему.

Представления о том что же собой представ-

ляют три

инь

и три

ян

каналы рук и ног можно по-

лучить из текста [6] второго фрагмента 29-й главы

«Готовых на случай необходимости бесценных

рецептов» (

Бэй цзи цянь цзинь яо фан

急千金要

) Сунь Сы-мяо (581-682 гг.). Как и следует ожи-

дать из самого названия текста, «Течение трех

инь

и трех

ян

» (

Сань инь сань ян лючжу

三阴三阳流注

),

здесь развертывается описание течения

ци

в ка-

налах рук и ног, а также представлены особенно-

сти протекания

ци

в отдельных точках.

Все точки выхода именуются «колодцами»

(

цзин

), далее места плавного течения, по-

добного протекающему ручейку – именуются

«ручьями» (

ин

), места стекания или впадения

в русло – «быстринами» (

шу

), места переда-