Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  4 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 64 Next Page
Page Background

ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

4

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 3 (21) 2017

ма: подготовка по направлению «сестринское

дело» – квалификации «медицинская сестра»

и «преподаватель». С 2011 года высшее се-

стринское образование перешло на двухуров-

невую подготовку и пока реализуется в рам-

ках бакалавриата. К обучению допускаются

выпускники среднего общего образования

и среднего профессионального образования

Что касается магистратуры, то в России реали-

зуется одна программа – «общественное здраво-

охранение». Предполагается, что закончившие

ее специалисты будут заниматься научно-иссле-

довательской деятельностью.

Существенных изменений в специалитете,

как и в ординатуре и аспирантуре, нет. Области

подготовки разделены на фундаментальную,

клиническую медицину, фармацию, профилак-

тику. В их рамках проводится подготовка специ-

алистов высшей квалификации.

Дополнительное профессиональное обра-

зование регламентируется рядом документов –

это и федеральный Закон об образовании, и фе-

деральный закон об охране здоровья граждан,

и Порядок организации осуществления обра-

зовательной деятельности по дополнительно-

му профессиональному образованию, и другие

документы, касающиеся квалификации специ-

алистов как с высшим, так и со средним обра-

зованием.

Раньше дополнительное профессиональное

образование включало в себя специализацию,

усовершенствование, сертификационные кур-

сы. Сейчас есть только два вида такого образо-

вания: профессиональная переподготовка и по-

вышение квалификации. Остальные термины

ушли из обихода. До сих пор действует приказ

Минздрава №66 от 3 августа 2012 года, который

определяет периодичность повышения квали-

фикации – не реже раза в пять лет.

Что касается продолжительности курсов,

то по приказу Министерства образования №499

от 1 июля 2013 года, минимально допустимый

срок освоения программ повышения квалифи-

кации не может быть менее 16 часов, а срок ос-

воения программ профессиональной перепод-

готовки – менее 250 часов.

Квалификационные требования к специали-

стам с высшим образованием прописаны в при-

казеМинздрава от 8 октября 2015 года№707. На-

пример, для того, чтобы сдать экзамен по специ-

альности «клиническая лабораторная диагности-

ка», учащийся должен обладать определенным

уровнем высшего образования, подтвержденным

дипломом, а также иметь подготовку в ордина-

туре или интернатуре по этой специальности

или пройти профессиональную переподготовку.

Содержание программ дополнительного об-

разования определяет организация, которая

осуществляет образовательную деятельность.

Минздрав может формировать примерные

программы, но полная ответственность лежит

все же на образовательной организации.

Сейчас после окончания прохождения до-

полнительных образовательных программ спе-

циалист может получить на руки только два

документа: или удостоверение о повышении

квалификации, или диплом о профессиональ-

ной переподготовке. Любые другие документы

в качестве подтверждения результатов освоения

дополнительных образовательных программ

не котируются.

Для профессионального развития на рабочем

месте существуют свои технологии. В столице

департамент здравоохранения утвердил созда-

ние учебно-методических кабинетов в меди-

цинских организациях, но сегодня они занима-

ются только развитием среднего медицинского

персонала.

Что касается непрерывного медицинского об-

разования (НМО), то данная система существует

лишь как модель. Она не утверждена на феде-

ральном уровне, и участие в ней является само-

стоятельным для каждого специалиста. Данная

система реализуется с 1 декабря 2013 по 31 дека-

бря 2020 года. Участвуют пока только специали-

сты с высшим медицинским образованием.

Схема реализации модуля НМО была такова:

образовательная программа разбивалась на моду-

ли, которые должны были медики должны были

осваивать в течение пяти лет. Часть этих моду-

лей – обучение, часть реализовывалась неком-

мерческими организациями в виде конференций

и семинаров. В результате освоения этой систе-

мы специалист должен был пройти итоговую ат-

тестацию и сдать сертификационный экзамен.

Сейчас существует пока еще не принятый

проект Минздрава о непрерывном медицин-

ском образовании. Согласно этому проекту си-

стема НМО перестраивается.

С 1 января 2016 введена система аккредита-

ции специалистов, пришедшая на замену сер-

тификации. Срок остался тем же – пять лет.

Специалисты должны в течение одного года по-

высить свою квалификацию на 50 зачетных еди-

ниц. 36 из них можно получить в результате про-

хождения дополнительной профессиональной

программы, а 14 – в результате прохождения об-

разовательных мероприятий, которые проводят

некоммерческие профессиональные организа-

ции. Таким образом, в течение пяти лет нужно

набрать 250 зачетных единиц и пройти процеду-

ру аккредитации.