Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  10 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 64 Next Page
Page Background

МЕТОДОЛОГИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ВОСТОЧНОЙ МЕДИЦИНЫ И СОВРЕМЕННАЯ НАУКА

10

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 3 (21) 2017

зуются точки «ответвления» (

ло сюэ

). Точ-

ки, указанные в тексте и не соответствующие

этой обобщенной схеме, рассматривались выше.

По моему мнению, наиболее интересное

представление о каналах, называемых здесь тер-

мином «сосуд» (

май

), содержится в их опи-

сании как некой особой системы имеющей на-

чало в точке выхода и заканчивающейся в точке

входа. Представленные в тексте сосуды не иден-

тичны описанию 12 основных каналов, которые

включают большее число точек и их течение

описано как более длительная, разветвленная

система с ответвлениями. Описанные здесь со-

суды определенно имеют некоторое особое са-

мостоятельное значение и в то же время являют-

ся частью главных каналов.

Вероятно подобные представления могли

содержаться в наиболее древних текстах, до-

ступных Сунь Сы-мяо во время составления его

работ и в последствии считающихся утраченны-

ми. Косвенным подтверждением данного пред-

положения является употребление терминов,

характерных для более ранних текстов: «сосу-

ды» (

май

), встречающиеся далее, как «кана-

лы-сосуды» (

цзин-май

) или «каналы» (

цзин

), характерно что в других главах [6] «Готовых

на случай необходимости бесценных рецептов»

встречается термин «канал» (

цзин

); употре-

бление альтернативных наименований точек,

здесь указана LR6 (Чжун Си

中郄

) она же в на-

стоящее время известна как LR6 (Чжун Ду

中都

).

В эпоу Мин (1368-1644) в ходе свойственной

данному времени тенденции к систематизации

и обобщению медицинских познаний [7, 15],

рассматриваемые теории были наиболее полно

представлены в фундаментальных произведени-

ях Ян Цзи-чжоу (1522-1620 гг.) «Великие дости-

жения иглоукалывания и прижигания» (

Чжэнь

цзю да чэн

灸大成

) и Чжан Цзинъ-юэ (Чжан

Цзе-бинь) (1563-1640 гг.) «Канон распределе-

ния по родам» (

Лэй цзин

类经

).

В

Чжэнь цзю да чэн

[8] каналы рассматрива-

ются в связи с количественным соотношением

ци

и крови. Представление о количественном

соотношении реализовано при помощи двух ха-

рактерных выражений «много» или «мало», со-

ответственно

ци

или крови. «Великий

ян

» (

тай

ян

太阳

) – много крови и мало

ци

, «светлый

ян

»

(

ян мин

阳明

) – много крови и много

ци

, «мень-

шая

ян

» (

шао ян

少阳

) – мало крови и много

ци

, «великая

инь

» (

тай инь

太阴

) – мало крови

и много

ци

, «меньшая

инь

» (

шао инь

少阴

) – мало

крови и много

ци

, «недостаточная

инь

» (

цзюэ инь

厥阴

) – много крови и мало

ци

. Для более полно-

го рассмотрения данного соотношения в пятой

главе [8] используются данные из одиннадцати

более ранних и широко известных произведе-

ний и оригинальное представление предложен-

ное в первой главе самого текста.

Начиная с первой главы, большое внимание

уделяется хронобиологическим аспектам годо-

вого цикла. Здесь [8] каждому из шести находя-

щихся в пиковой активности сосудов (

ван май

) соответствуют по 4 сезона традиционного ка-

лендаря. Теоретические представления о трех

инь

и трех

ян

сосудах в пиковой активности развива-

ются в направлении установления соответствий

с внешней средой и организмом человека и далее

в пятой главе можно увидеть уже сформирован-

ные хронотерапевтические закономерности. По-

добным образом в

Чжэнь цзю да чэн

рассматрива-

ется пиковая активность каналов-сосудов в тече-

нии двухчасовых фаз суток и далее вытекающие

из этого хронопунктурные закономерности.

«Канон распределения по родам» (

Лэй цзин

类经

) [9] принято воспринимать как исследова-

ние «Канона о внутреннем Хуан Ди» [10], одна-

ко при рассмотрении самого текста совершенно

очевидно существенное влияние на его содер-

жание оказанное со стороны «Канона перемен»

(

И цзин

易經

) и отдельных теоретических поло-

жений [11], развиваемых в науке об

И цзин

– иц-

зинистике (

и сюе

易学

). В свете рассматривае-

мой темы, обращает на себя внимание цитиро-

вание «Предания привязанных афоризмов» (

Си

цы чжуань

繫辭傳

) (верхний раздел гл. V) [11]

«одна

инь

, один

ян

– [образуют] всеобщий за-

кон движения и изменения мира (

Дао

)» (

И инь

и ян чжи вэй Дао

一陰一陽之

) в

Лэй цзин

[9]

для пояснения теоретических построений «Ка-

нона о внутреннем».

Чередование

инь

и

ян

формирует количе-

ственно выраженную концентрацию

инь

и

ян

в шести значениях, имеющих непосредственное

отношение к нумерологизированным построе-

ниям, подобным шести каналам-сосудам, ше-

сти

ци

, фазам годового цикла и т. п. В

Лэй цзин

[9] подробно рассматриваются изменения трех

инь

и трех

ян

происходящие в связи с временами

года, сезонами традиционного календаря и раз-

личными годами в шестидесятеричном цикле.

Представлено влияние отдельных климатиче-

ских факторов на организм человека.

Чжан Цзинъ-юэ опубликовал также [10] «Ил-

люстрированные приложения-крылья к канону

распределения по родам» (

Лэй цзин ту и

类经图

) и «Приложения-крылья к канону распределе-

ния по родам» (

Лэй цзин фу и

类经

附翼

). В данных

работах Чжан Цзинь-юэ [9, 10] большое внима-

ние уделяется календарным аспектам, которые

включают в себя солнечные сезоны (

цзе ци

) и лунные месяцы (

юэ

). Так например [10]