ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
16
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 2 (4) 2013
КМ. Целесообразно создать терминологическую
комиссию для разработки тезауруса по КМ, ко-
торый должен стать основой подготовки реестра
её средств, методов и технологий с указанием
порядка их применения. В настоящее время
даже разрешенные к применению в здравоох-
ранении методы КМ не включены в протоколы
лечения и стандарты оказания медицинской по-
мощи, что вызывает законный вопрос о право-
мерности их применения. Методические реко-
мендации, утвержденные Минздравом РФ, раз-
решающие применение того или иного метода
КМ, не пересматривались более 10, а по неко-
торые, например по апитерапии – более 50 лет.
В целях достижения высокого уровня ка-
чества медицинской в современной медицине
используются два основных типа документов –
стандарты ведения больных и клинические
практические рекомендации. Разрабатываемые
Минздравом стандарты основываются на сред-
нестатистических показателях, не предусма-
тривая необходимую персонализацию лечебных
мероприятий. В отличие от стандартов, клини-
ческие практические рекомендации, разрабаты-
ваемые и рекомендуемые профессиональными
медицинскими сообществами, отвечают прин-
ципу «лечить не болезнь, а больного». Стан-
дартизация в КМ, наиболее распространённые
методы которой, основаны на сугубо индивиду-
альном подходе, представляется весьма пробле-
матичной, если вообще возможной. Поэтому
перспективными задачами профессиональных
ассоциаций, представителями которых явля-
ются авторы данной статьи, является разработ-
ка клинических практических рекомендации
по основным разделам КМ. Поскольку клини-
ческие практические рекомендации должны
формироваться на основе принципов доказа-
тельной медицины решение этих задач потре-
бует кропотливой работы. Сведения о клиниче-
ской эффективности методов КМ, с использо-
ванием методологии доказательной медицины
пока крайне малочисленны.
От скорости и рациональности решения обо-
значенных выше вопросов зависят возможности
эффективного решения проблем подготовки
специалистов и развития службы КМ.
Подготовка специалистов
Программами российского базового меди-
цинского образования не предусмотрено изуче-
ние вопросов КМ. В 1996 г. Минздравом РФбыла
утверждена программа элективного курса по тра-
диционной медицине для студентов 4-го курса
медицинских ВУЗов, которая в настоящее время
не используется. В разработанной ныне учеб-
ной программе по дисциплине «медицинская
реабилитация» упоминаются альтернативные
и комплементарные средства и методы. Однако
общий её объём, лимитированный 108 учебными
часами, вряд ли позволит дать студентам внятное
представление о средствах и методах КМ и прин-
ципам их сочетания с существующими стандар-
тами. Кроме того, указанный учебный регламент
ориентирует будущих врачей на их использова-
ние в формате медицинской реабилитации, тогда
как обширный арсенал подходов КМ может эф-
фективно использоваться на различных этапах
медицинской помощи. На фоне и без того весьма
насыщенных учебных планов базового медицин-
ского образования основную роль в подготовке
специалистов по КМ следует отвести последи-
пломному медицинскому образованию.
15-летний педагогический опыт второго ав-
тора этой статьи на факультете последиплом-
ного образования МГМСУ свидетельствует,
что творчески мыслящие врачи, получив пер-
вичную специализацию по рефлексотерапии
и в целом успешно проработав в этой области
несколько лет, начинают испытывать потреб-
ность в овладении мануальной терапией, а мно-
гие – ещё и гомеопатией или фитотерапией.
И дело не в том, что они разочаровывались в воз-
можностях какой-либо из этих специальностей.
Они продолжали использовать методы каждой
из них на основе принципа комплементарности.
Разумеется, широчайший спектр КМ не по-
зволяет вместить все её разделы в учебные планы
одной кафедры. Но срок двух или трёхгодичной
ординатуры вполне достаточен для приобрете-
ния необходимых знаний и умений по крайней
мере по трём из наиболее чётко сформировав-
шихся направлений КМ. Такой порядок под-
разумевает введение в номенклатуру основных
врачебных специальностей позиции «врач ком-
плементарной медицины», предоставляющей
ему право применения средств и методов КМ
в любой области клинической медицины. Вме-
сте с тем не следует исключать и других путей
подготовки специалистов. Закончив ординатуру
и получив сертификат по какой-либо из ныне
существующих основных специальностей, врач
без надуманных ограничений должен иметь
право и возможность, пройти подготовку по вы-
бранному им направлению КМ и применять его
в формате своей основной специальности.
Некоторые подходы КМ могут осущест-
вляться персоналом, не имеющим медицин-
ского образования, но, разумеется, прошедшим
специальную подготовку. Эти вопросы требуют
тщательного изучения, разработки соответству-