МАТЕРИАЛЫ X ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ РЕФЛЕКСОТЕРОПЕВТОВ
7
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 4 (18) 2016
к выводу, что настоящие матери, разумеется,
лучше: «Тряпочная мать может снабжать детены-
ша молоком, но не из такой удобной «посуды»,
как живая. Настоящая мать не дает малышу со-
сать после того, как он насытился, тогда как ни-
какая искусственная мать не может остановить
бесполезное сосание. Настоящая мать приучает
детеныша помещать фекалии в одно место, учит
своего младенца понимать жесты и голосовые
сигналы других обезьян. Настоящая мать под-
вижна и реагирует на все нужды младенца, а сур-
рогатная может лишь пассивно все принимать.
Позднее мать играет активную роль в отторже-
нии младенца от себя и это наталкивает его на об-
следование окружающей среды. Наконец (и это
особенно важно для развития будущей способ-
ности к общению со сверстниками), настоящая
мать с гораздо большим успехом может регули-
ровать первые младенческие игры [4].
Обобщая своя наблюдения, Харлоу с сотруд-
никами пришли к выводу, что основой форми-
рования многих типов социального и полового
взаимодействия является любовь, которая у ма-
как-резусов развивается путем последователь-
ной смены и взаимодействия главных видов,
или «систем», любви, к которым относятся ма-
теринская любовь, любовь младенца к матери,
любовь к сверстникам, гетеросексуальная лю-
бовь, отцовская любовь. Играя, обезьянка вре-
мя от времени притрагивается к искусственной
матери, чтобы прогнать страх и обрести уве-
ренность. Важная функция материнской люб-
ви – направлять игру малышей так, чтобы они
успешно играли вместе, а не порознь. Таким
образом, материнская любовь оказывается эта-
пом в развитии любви к сверстникам, которую
супруги Харлоу считают самым важным видом
любви с точки зрения её роли на протяжении
всей жизни животного. Возникая на основе
любопытства и исследовательской деятельно-
сти и развиваясь затем в процессе игр, общение
со сверстниками способствует формированию
привязанности к товарищам и развитию основ-
ных социальных ролей [5].
Психосоматические состояния относят к по-
граничной патологии, что требует более широ-
кого круга интегративных знаний, чем узкоспе-
циализированный подход. Врачу необходимо
измерить и даже «почувствовать» состояние ин-
стинкта и соответствующих ему органов и ме-
ридианов, что позволяет построить адекват-
ную и комплексную схему лечения. Сочетание
и взаимодействие пяти базисных, генетически
детерминированных человеческих инстин-
ктов, реализующих исторический опыт сотен
тысяч поколений (предшествующих живых су-
ществ в эволюционном ряду) является базисом
для формирования психики и поведения каж-
дого индивидуума в процессе его социализации
через воспитание и обучение («социальная на-
следственность»). Крайние формы соотноше-
ния генетически и социально детерминирован-
ного поведения в эволюционном ряду живых
организмов располагаются между полным от-
сутствием необходимости в родительской опеке
и социализации у низших животных (акулы, че-
репахи) и необходимостью многолетнего обуче-
ния к приспособлению в среде обитания у при-
матов и особенно у человека.
Попытка анализа отдельных составляющих
инстинктивного поведения человека приводит
к мысли о том, что должна существовать ие-
рархия инстинктов, исходя из участия каждого
в сохранении и обеспечении выживания отдель-
ного индивидуума и вида в целом. Два дополни-
тельных инстинкта «второго ранга», обеспечи-
вающие сохранение и выживание вида живых
существ в целом – половой и родительский.
Их можно назвать «общественными» или «со-
циальными». Они ответственны за генетиче-
скую и социальную наследственность. Внутри
комплекса личностных инстинктов, возможно,
выстроить дополнительную иерархию, исходя
из усилий, затрачиваемых организмом на их ре-
ализацию. Инстинкт рассматривается как ком-
плекс первичных по отношению к психической
деятельности качеств. Каждый инстинкт пред-
ставляет собой определенную сложную сово-
купность осуществляющих его реализацию ана-
томических структур, химических и физиоло-
гических процессов, порождающих постоянно
или в определенные промежутки времени, четко
выраженные мотивации и чувства, требующие
удовлетворения.
По древнекитайским представлениям все яв-
ления Вселенной возникли из движения и из-
менений пяти элементов материи: дерева, огня,
земли, металла и воды. В более позднее время
свойства этих пяти элементов были абстрагиро-
ваны от их материального начала и использова-
ны для объяснения взаимных функций вещей.
При этом была действительна закономерность,
заключавшаяся в том, что эти пять субстанций
или движений находятся в циклической зависи-
мости, которая выражается во взаимном содей-
ствии и взаимном ограничении [6]. Эта система
использовалась для упорядочения представ-
лений о многообразных отношениях человека
и природы. При отнесении различных вещей
и явлений на основе аналогии к отдельным пер-
воэлементам из числа пяти, определенную роль
играли их сущность, действие и форма. Клас-