МАТЕРИАЛЫ X ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ РЕФЛЕКСОТЕРОПЕВТОВ
6
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 4 (18) 2016
ника) делим на 309 (сумма точек 12 меридианов)
и умножаем на 100% – 31: 309 х 100 = 10% [3].
Широкому кругу читателей малоизвестны
труды американского психолога Гарри Фреде-
рика Харлоу (1905-1981 гг.). Изучая развитие
способностей к научению, Харлоу изолировал
молодых обезьян от взрослых, с тем, чтобы ис-
ключить влияние последних на формирование
навыков. Детенышей отнимали от матерей че-
рез несколько часов после рождения и держали
в индивидуальных клетках. Сравнивая затем
животных, полностью изолированных в те-
чение 3, 6 и 12 месяцев, исследователи уста-
новили факт инвалидизации, углублявшейся
пропорционально длительности пребывания
в одиночестве. Если обезьяны, изолированные
на 3 месяца, будучи выпущены в вольеру, про-
являли признаки сильнейших эмоциональных
расстройств, но все же, в конце концов, адапти-
ровались к жизни среди сородичей. Обезьянки,
изолированные на 6 месяцев и затем выпущен-
ные к сверстникам, уже не могли оправиться
до конца своей жизни: они сидели, сжавшись
в комок, обхватив себя руками и раскачива-
ясь, полностью уйдя в себя. За 8 последующих
месяцев они так и не смогли войти в контакт
со своими нормальными ровесниками, и лишь
немногие иногда проявляли интерес друг к дру-
гу и пытались вступить в игру между собой.
Что же касается 12-месячной полной изоляции,
то у таких животных полностью отсутствовали
какие бы то ни было зачатки исследовательской
или игровой активности (подавление познава-
тельного инстинкта). Через 10 недель пришлось
прекратить наблюдения над содержанием этих
животных в общем вольере, так как нормальные
обезьяны буквально разрывали 12-месячных
изолятов на части, а те не делали никаких, по-
пыток защищаться (подавление инстинкта са-
мосохранения).
Почему же даже частичная социальная изо-
ляция, которая кажется сравнительно мягким
видом воздействия, сказывается па поведении
животного столь разрушительно? Обезьяна,
воспитывающаяся в частичной социальной изо-
ляции, не знает материнской любви. Поскольку
она живет в клетке, у нее не может возникнуть
чувство привязанности к сверстникам, которое
для своего развития требует физического обще-
ния с другими молодыми обезьянами.
Часть самок, воспитывавшихся в полной изо-
ляции, были затем искусственно оплодотворе-
ны, и тогда Харлоу с сотрудниками обнаружили,
что ими создан новый вид животного, который,
получил у них название «без-мамной мамы».
Такая обезьяна-мать, выросшая без матери
и не знавшая материнской любви, и сама не ис-
пытывала любви к своим детям (Подавление ма-
теринского инстинкта). Многие подобные обе-
зьяны-матери не обращали на своих детенышей
никакого внимания, но были и такие, которые
обращались с ними необычайно жестоко – при-
давливали малыша лицом к полу, откусывали
у него пальцы и кисти, а одна из них даже вло-
жила голову младенца себе в рот и раскусила ее.
На основании этих фактов Харлоу с сотрудника-
ми пришли к выводу, что для нормального ста-
новления основных форм социального и полово-
го взаимодействия между отдельными взрослы-
ми обезьянами необходимо, начиная с младенче-
ства, обеспечить им специфическое эмоциональ-
ное воздействие, носителем которого на самых
ранних стадиях онтогенеза является мать.
Для выяснения компонентов, наиболее важ-
ных для нормального психофизиологического
формирования особи, были сконструированы,
различные типы суррогатных заменителей ма-
тери, одни из которых обеспечивали детенышу
ощущение комфорта, вызываемое прикосно-
вением к телу «искусственной» матери, дру-
гие – удовольствие от сосания или чувство на-
сыщения. В подавляющем большинстве случаев
младенцы предпочитали тряпочных матерей,
не кормивших их молоком, проволочным сурро-
гатам, дававшим молоко. С тех пор фотографии
маленьких обезьянок, доверчиво прижимаю-
щихся к мягкой искусственной матери, обошли
весь мир, наглядно продемонстрировав, что чув-
ство комфорта, возникающее у обезьяньего де-
теныша при прикосновении к матери, и есть
тот главный фактор, та главная побудительная
сила, которая привязывает его к ней. Наблюдая
за поведением малышей в изолированной ком-
нате, исследователи установили основное свой-
ство тряпочной матери – способность вселять
в младенцев чувства безопасности и уверенно-
сти. Если детеныша сажали в изолированную
комнату с игрушками, но без тряпочной матери
(или с проволочным суррогатом, дающим моло-
ко), то он обычно свертывался в комочек и виз-
жал от страха. Стоило, однако, внести туда же
тряпочную мать, как малыш поспешно ковылял
к ней и вцеплялся в нее изо всех сил.
Как только страх его проходил, детеныш на-
чинал обследовать окружающую обстановку
и играть, время от времени возвращаясь к сво-
ей неживой матери, чтобы потрогать или креп-
ко обнять ее и тем ослабить свое чувство страха
и неуверенности. В присутствии искусственной
матери обезьянка чувствует себя в полной без-
опасности. Сравнивая искусственных матерей
с настоящими мамами, исследователи пришли