Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  58 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 58 / 64 Next Page
Page Background

ВЕСТИ ИЗ УЧЁНЫХ СОВЕТОВ

58

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 2 (16) 2016

са – в 1,5-2 раза повышен уровень тревожности,

психоэмоционального напряжения, личностного

адаптационного потенциала, снижено качество

жизни на 18-26%. Одновременно выявлено досто-

верное ухудшение состояния кардиореспиратор-

ной системы: на 12-14% возрастает ударный объ-

ем сердца и минутный объем крови, многократ-

но (на порядок возрастает вегетативный индекс

Кердо), уменьшаются показатели проб Штанге

и Генча на 10-14%. На фоне низкого уровня нерв-

но-психической устойчивости функциональное

состояние девушек по психофизиологическим

и соматическим показателям на 20-28% ниже со-

ответствующих значений у юношей.

3. При низком уровне нервно-психической

устойчивости у молодых людей выявлено зна-

чительное изменение остеопатического стату-

са, заключающееся в многократном, по срав-

нению со здоровыми студентами, увеличении

(в 10 и более раз) смещения позвонков С0-С1

и С1-С2, подвижности сфено-базилярного син-

хондроза, значительного ограничения подвиж-

ности затылочной кости, крестца и диафрагмы.

У девушек эти изменения выражены на 19%

сильнее, чем у юношей.

4. Установлено, что биомеханические измене-

ния, выявляемые при остеопатическом тестиро-

вании, коррелируют с психофизиологическими

и соматическими показателями, и у студентов

с низким уровнем нервно-психической устойчи-

вости эти зависимости выражены значительно

сильнее при наличии низкого уровня нервно-пси-

хической устойчивости с одновременным уси-

лением корреляционной плеяды: R=0,38, тогда

как при высоком уровне нервно- психической

устойчивости значения коэффициента множе-

ственной корреляции значительно ниже (R=0,14).

5. После коррекции отмечается существен-

ное улучшение функционального состояния

организма студентов с низким уровнем нерв-

но-психической

устойчивости

независимо

от их половых особенностей. Это проявляется

в улучшении показателей субъективного состоя-

ния (уменьшение частоты встречаемости жалоб

на состояние здоровья, в среднем, в 5 раз); уве-

личении значений показателей самочувствия,

активности и настроения (в 1,5-1,6 раза); умень-

шении признаков резкого нарушения вегетатив-

ного тонуса (в 2-3 раза); увеличении парасим-

патических влияний на сердце; нормализации

показателей остеопатического статуса (умень-

шение признаков дисфункции С0-С1 и С1-С2

в 8-9 раз; внутрикостных повреждений крестца

в 4-6 раз; увеличении показателей резервов кар-

диореспираторной системы на 8-14%; уменьше-

нии уровня тревожности в 1,2-1,4 раза.

6. По результатам факторного анализа уста-

новлено, что у студентов с низким уровнем

нервно-психической устойчивости до лечения

состояние здоровья на 44% определяется пси-

хоэмоциональным фактором. На долю показа-

телей сердечно-сосудистой системы организма

в структуре здоровья этих студентов приходит-

ся около 23,3%, на уровень биомеханических

нарушений (данные остеопатического стату-

са) – около 16,9%. После лечения студентов

в структуре здоровья студентов с низкой нерв-

но-психической устойчивости наиболее вели-ка

значимость показателя уровня функционирова-

ния сердечно-сосудистой системы (38,1%) и по-

казателя уровня биомеханических нарушений

(28,2%). На долю показателей уровня функ-

ционирования сердечно-сосудистой системы

и биомеханических нарушений в области груд-

ной диафрагмы приходится около 17,2%.

Практические рекомендации

При организации и проведении мероприятий

коррекции функционального состояния орга-

низма лиц с низким уровнемНПУ учитывать по-

казатели качества жизни, половые и индивиду-

ально-психологические особенности студентов.

Предлагается использовать методики мануаль-

ного тестирования для диагностики и коррек-

ции неблагоприятных функциональных сдвигов

в организме в соответствии с Методическими

рекомендациями «Оценка состояния здоровья

и качества жизни студентов с нервно-психиче-

ской неустойчивостью». – СПб, 2013. – 25 с.

В динамике наблюдений доказана высокая

эффективность мануальных методов коррек-

ции неблагоприятных функциональных сдвигов

у студентов разного пола с нервно-психической

неустойчивостью. Обоснованы организацион-

но-методические принципы медицинской реа-

билитации студентов применительно к задачам

восстановления их здоровья и качества жизни.

Практическая значимость

Разработан новый немедикаментозный метод

медицинской реабилитации студентов с низким

уровнем нервно-психической устойчивости,

в основе которого лежит персонифицирован-

ный подход к применению мягких (остеопа-

тических) методик мануального воздействия,

что обеспечивает более эффективное воздей-

ствие на психовегетативную регуляцию сома-

тических функций, повышает качество жизни

и академическую успеваемость по сравнению

со стандартными реабилитационными процеду-

рами. Доказана целесообразность оптимизации