ВЕСТИ ИЗ УЧЁНЫХ СОВЕТОВ
58
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 2 (16) 2016
са – в 1,5-2 раза повышен уровень тревожности,
психоэмоционального напряжения, личностного
адаптационного потенциала, снижено качество
жизни на 18-26%. Одновременно выявлено досто-
верное ухудшение состояния кардиореспиратор-
ной системы: на 12-14% возрастает ударный объ-
ем сердца и минутный объем крови, многократ-
но (на порядок возрастает вегетативный индекс
Кердо), уменьшаются показатели проб Штанге
и Генча на 10-14%. На фоне низкого уровня нерв-
но-психической устойчивости функциональное
состояние девушек по психофизиологическим
и соматическим показателям на 20-28% ниже со-
ответствующих значений у юношей.
3. При низком уровне нервно-психической
устойчивости у молодых людей выявлено зна-
чительное изменение остеопатического стату-
са, заключающееся в многократном, по срав-
нению со здоровыми студентами, увеличении
(в 10 и более раз) смещения позвонков С0-С1
и С1-С2, подвижности сфено-базилярного син-
хондроза, значительного ограничения подвиж-
ности затылочной кости, крестца и диафрагмы.
У девушек эти изменения выражены на 19%
сильнее, чем у юношей.
4. Установлено, что биомеханические измене-
ния, выявляемые при остеопатическом тестиро-
вании, коррелируют с психофизиологическими
и соматическими показателями, и у студентов
с низким уровнем нервно-психической устойчи-
вости эти зависимости выражены значительно
сильнее при наличии низкого уровня нервно-пси-
хической устойчивости с одновременным уси-
лением корреляционной плеяды: R=0,38, тогда
как при высоком уровне нервно- психической
устойчивости значения коэффициента множе-
ственной корреляции значительно ниже (R=0,14).
5. После коррекции отмечается существен-
ное улучшение функционального состояния
организма студентов с низким уровнем нерв-
но-психической
устойчивости
независимо
от их половых особенностей. Это проявляется
в улучшении показателей субъективного состоя-
ния (уменьшение частоты встречаемости жалоб
на состояние здоровья, в среднем, в 5 раз); уве-
личении значений показателей самочувствия,
активности и настроения (в 1,5-1,6 раза); умень-
шении признаков резкого нарушения вегетатив-
ного тонуса (в 2-3 раза); увеличении парасим-
патических влияний на сердце; нормализации
показателей остеопатического статуса (умень-
шение признаков дисфункции С0-С1 и С1-С2
в 8-9 раз; внутрикостных повреждений крестца
в 4-6 раз; увеличении показателей резервов кар-
диореспираторной системы на 8-14%; уменьше-
нии уровня тревожности в 1,2-1,4 раза.
6. По результатам факторного анализа уста-
новлено, что у студентов с низким уровнем
нервно-психической устойчивости до лечения
состояние здоровья на 44% определяется пси-
хоэмоциональным фактором. На долю показа-
телей сердечно-сосудистой системы организма
в структуре здоровья этих студентов приходит-
ся около 23,3%, на уровень биомеханических
нарушений (данные остеопатического стату-
са) – около 16,9%. После лечения студентов
в структуре здоровья студентов с низкой нерв-
но-психической устойчивости наиболее вели-ка
значимость показателя уровня функционирова-
ния сердечно-сосудистой системы (38,1%) и по-
казателя уровня биомеханических нарушений
(28,2%). На долю показателей уровня функ-
ционирования сердечно-сосудистой системы
и биомеханических нарушений в области груд-
ной диафрагмы приходится около 17,2%.
Практические рекомендации
При организации и проведении мероприятий
коррекции функционального состояния орга-
низма лиц с низким уровнемНПУ учитывать по-
казатели качества жизни, половые и индивиду-
ально-психологические особенности студентов.
Предлагается использовать методики мануаль-
ного тестирования для диагностики и коррек-
ции неблагоприятных функциональных сдвигов
в организме в соответствии с Методическими
рекомендациями «Оценка состояния здоровья
и качества жизни студентов с нервно-психиче-
ской неустойчивостью». – СПб, 2013. – 25 с.
В динамике наблюдений доказана высокая
эффективность мануальных методов коррек-
ции неблагоприятных функциональных сдвигов
у студентов разного пола с нервно-психической
неустойчивостью. Обоснованы организацион-
но-методические принципы медицинской реа-
билитации студентов применительно к задачам
восстановления их здоровья и качества жизни.
Практическая значимость
Разработан новый немедикаментозный метод
медицинской реабилитации студентов с низким
уровнем нервно-психической устойчивости,
в основе которого лежит персонифицирован-
ный подход к применению мягких (остеопа-
тических) методик мануального воздействия,
что обеспечивает более эффективное воздей-
ствие на психовегетативную регуляцию сома-
тических функций, повышает качество жизни
и академическую успеваемость по сравнению
со стандартными реабилитационными процеду-
рами. Доказана целесообразность оптимизации