ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
51
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 4 (14) 2015
Дискурс – совокупность осознанных и не-
осознанных смыслов,
– смысловое поле,
– смысловой ландшафт,
– многомерное смысловое пространство.
Смысл – инвариант понимания.
Технология – совокупность знаний, тео-
рий, методов, процессов, материалов и средств
для решения конкретной задачи.
Обсуждение понятий дискурса и смысла со-
держится в работах [4, 5].
Особо отметим, что в определении поня-
тия комплементарности как взаимного соот-
ветствия и (или) взаимного дополнения, слово
«взаимного» является ключевым. Соответствие
в принципе не может быть невзаимным. А про-
стое невзаимное дополнение, это не компле-
ментарность, а комплектование.
В смысле взаимосоответствия понятие ком-
плементарности используют в химии, молеку-
лярной биологии, генетике, социологии и пси-
хологии. В смысле взаимодополнения это по-
нятие используют в физике, философии и дру-
гих науках, когда имеет место формирование
взаимодополняющих теорий. Следует заметить,
что взаимодополняющих теорий особенно мно-
го в медицине.
Основные медицинские традиции
К основным медицинским традициям от-
несём следующие (в алфавитном порядке): ал-
лопатическую, аюрведическую, восточную, го-
меопатическую, изопатическую, натуропатиче-
скую, тибетскую.
Аллопатическая парадигма выросла из ятро-
химии и сложилась в начале 19 века, а термин
«аллопатия» был предложен С. Ганеманом.
Принцип аллопатии: «противоположное (ле-
чить) противоположным». В соответствии
со своим принципом основные действия алло-
патии направлены на подавление симптомов
и патологических процессов. Современная ал-
лопатия опирается, в основном, на частные мо-
лекулярно-биохимические теории регуляции
физиологических процессов.
Аюрведическая медицина имеет многоты-
сячелетнюю историю и опирается на принцип,
который можно сформулировать как систем-
но-иерархическая детерминация здоровья и за-
болеваний. Концептуальной основой аюрведы
является пятиричная теория – пяти типов бо-
лезней, пяти механизмов их развития и пяти
стадий их протекания (не считая терминальной
стадии). Основные действия врача аюрведиче-
ской медицины направлены на гармонизацию
процессов в соответствии с типом, основным
механизмом и стадией заболевания.
Восточная или китайская медицина также
имеет многотысячелетнюю историю и опи-
рается на принципы энергетического баланса
и ритмичности процессов. Главными теориями
восточной медицины являются теория инь-янь,
теория первоэлементов и теория меридианов.
Основные усилия в деятельности врача направ-
лены на достижение баланса в организме паци-
ента, включая баланс в системе меридианов.
Гомеопатическая медицина следует прин-
ципу «подобное (лечить) подобным», которым
пользовался Гален 1800 лет тому назад. Гомео-
паты никогда не скрывали эмпирической при-
роды своей науки, но вместе с тем они всегда
опираются на теорию гомеопатических консти-
туций и теорию миазмов, предложенную С. Га-
неманом. Основное действие врача-гомеопата
направлено на элиминацию глубинных причин
патологического процесса.
Изопатическая медицина опирается на прин-
цип «идентичное (лечить) идентичным», кото-
рый на практике применял Гиппократ 2500 лет
тому назад. Только в середине 20-го века изо-
патическая медицина обрела свой концептуаль-
ный базис в виде теории гомотоксикозов Г. Рек-
кевега. Основные действия в изопатической ме-
дицине направлены на балансовую коррекцию
различных процессов и их нормализацию (ре-
грессивную викариацию, по Г. Реккевегу). От-
метим, что гомотоксикология использует также
принцип целостности.
Натуропатическая
медицина
существует
столько же, сколько и сама медицина, ибо опи-
рается на принцип натурального происхождения
применяемых средств и принцип целостности
организма, в том числе – на принцип единства
души и тела. В новой истории формированию
натуропатии предшествовало появление в 30-е
годы 19-го века натургигиены, которая была ори-
ентирована на оздоровление и профилактику
на основе естественного образа жизни, включая
вегетарианство и сыроедение. Термин натуропа-
тия вошёл в обиход в начале 20-го века. В послед-
ние полвека натуропаты развивают теорию энер-
го-информационного обмена в природе и обще-
стве. Для натуропатии характерно соединение
рационалистических и эмпирических традиций
и стремление к научным объяснениям.
Тибетская медицина в качестве основных
принципов использует принцип своевременно-
сти медицинской помощи, принцип целостно-
сти и принцип натуральности средств. Концеп-
туальный базис тибетской медицины составля-
ют три основные теории – теория пяти стихий,