Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  51 / 64 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 51 / 64 Next Page
Page Background

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

51

РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА

№ 4 (14) 2015

Дискурс – совокупность осознанных и не-

осознанных смыслов,

– смысловое поле,

– смысловой ландшафт,

– многомерное смысловое пространство.

Смысл – инвариант понимания.

Технология – совокупность знаний, тео-

рий, методов, процессов, материалов и средств

для решения конкретной задачи.

Обсуждение понятий дискурса и смысла со-

держится в работах [4, 5].

Особо отметим, что в определении поня-

тия комплементарности как взаимного соот-

ветствия и (или) взаимного дополнения, слово

«взаимного» является ключевым. Соответствие

в принципе не может быть невзаимным. А про-

стое невзаимное дополнение, это не компле-

ментарность, а комплектование.

В смысле взаимосоответствия понятие ком-

плементарности используют в химии, молеку-

лярной биологии, генетике, социологии и пси-

хологии. В смысле взаимодополнения это по-

нятие используют в физике, философии и дру-

гих науках, когда имеет место формирование

взаимодополняющих теорий. Следует заметить,

что взаимодополняющих теорий особенно мно-

го в медицине.

Основные медицинские традиции

К основным медицинским традициям от-

несём следующие (в алфавитном порядке): ал-

лопатическую, аюрведическую, восточную, го-

меопатическую, изопатическую, натуропатиче-

скую, тибетскую.

Аллопатическая парадигма выросла из ятро-

химии и сложилась в начале 19 века, а термин

«аллопатия» был предложен С. Ганеманом.

Принцип аллопатии: «противоположное (ле-

чить) противоположным». В соответствии

со своим принципом основные действия алло-

патии направлены на подавление симптомов

и патологических процессов. Современная ал-

лопатия опирается, в основном, на частные мо-

лекулярно-биохимические теории регуляции

физиологических процессов.

Аюрведическая медицина имеет многоты-

сячелетнюю историю и опирается на принцип,

который можно сформулировать как систем-

но-иерархическая детерминация здоровья и за-

болеваний. Концептуальной основой аюрведы

является пятиричная теория – пяти типов бо-

лезней, пяти механизмов их развития и пяти

стадий их протекания (не считая терминальной

стадии). Основные действия врача аюрведиче-

ской медицины направлены на гармонизацию

процессов в соответствии с типом, основным

механизмом и стадией заболевания.

Восточная или китайская медицина также

имеет многотысячелетнюю историю и опи-

рается на принципы энергетического баланса

и ритмичности процессов. Главными теориями

восточной медицины являются теория инь-янь,

теория первоэлементов и теория меридианов.

Основные усилия в деятельности врача направ-

лены на достижение баланса в организме паци-

ента, включая баланс в системе меридианов.

Гомеопатическая медицина следует прин-

ципу «подобное (лечить) подобным», которым

пользовался Гален 1800 лет тому назад. Гомео-

паты никогда не скрывали эмпирической при-

роды своей науки, но вместе с тем они всегда

опираются на теорию гомеопатических консти-

туций и теорию миазмов, предложенную С. Га-

неманом. Основное действие врача-гомеопата

направлено на элиминацию глубинных причин

патологического процесса.

Изопатическая медицина опирается на прин-

цип «идентичное (лечить) идентичным», кото-

рый на практике применял Гиппократ 2500 лет

тому назад. Только в середине 20-го века изо-

патическая медицина обрела свой концептуаль-

ный базис в виде теории гомотоксикозов Г. Рек-

кевега. Основные действия в изопатической ме-

дицине направлены на балансовую коррекцию

различных процессов и их нормализацию (ре-

грессивную викариацию, по Г. Реккевегу). От-

метим, что гомотоксикология использует также

принцип целостности.

Натуропатическая

медицина

существует

столько же, сколько и сама медицина, ибо опи-

рается на принцип натурального происхождения

применяемых средств и принцип целостности

организма, в том числе – на принцип единства

души и тела. В новой истории формированию

натуропатии предшествовало появление в 30-е

годы 19-го века натургигиены, которая была ори-

ентирована на оздоровление и профилактику

на основе естественного образа жизни, включая

вегетарианство и сыроедение. Термин натуропа-

тия вошёл в обиход в начале 20-го века. В послед-

ние полвека натуропаты развивают теорию энер-

го-информационного обмена в природе и обще-

стве. Для натуропатии характерно соединение

рационалистических и эмпирических традиций

и стремление к научным объяснениям.

Тибетская медицина в качестве основных

принципов использует принцип своевременно-

сти медицинской помощи, принцип целостно-

сти и принцип натуральности средств. Концеп-

туальный базис тибетской медицины составля-

ют три основные теории – теория пяти стихий,