ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
34
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ И КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА
№ 2 (8) 2014
4.3. Массаж (кроме видов, признанных кон-
венциональной медициной)
4.5. Остеопатия
5. Комплементарные диагностические и прогно-
стические методы
5.1. Органолептические методы
5.2. Экстрасенсорные и биоэнергетические
методы
6. Инновационные диагностические и терапевти-
ческие технологии
6.1. Аппаратные методы рефлекторной диа-
гностики
6.2. Биорезонансная диагностика и терапия
6.3. Моно- и мультимодальные диагностиче-
ские и терапевтические технологии
6.4. Регистрация фоновых и индуцированных
излучений биологических объектов
Предстоящую детализированную классифика-
ционнуюноменклатуру проиллюстрируемна при-
мере Китайской ТрадиционнойМедицины:
1. Целостные комплексные традиционные этно-
географические медицинские системы
1.3. Китайская Традиционная Медицина
1.3.1. Диагностические методы: пуль-
совая и лингвальная диагностика,
специфические критерии оценки
результатов органолептического об-
следования, формулирование син-
дромального диагноза в терминах
китайской традиционной медицины
1.3.2. Национальные разновидности при-
менения натуропатических СиМ
1.3.3. Традиционная чжень-цзю (аку-
и термопунтура
1.3.4. Фитотерапия
1.3.5. Фэн-шуй
1.3.5. Цигун и некоторые виды националь-
ных боевых искусств.
Целительство – область деятельности, вы-
зывающая особенно острые дискуссии в совре-
менном обществе. Свежий пример тому – об-
суждение на портале «Мир врача» темы «Зна-
хари, шаманы, лекари»
17
. Полярные отношения
к проблеме целительства, как со стороны меди-
цинского и научного сообщества, так и церкви
18
требуют отдельного рассмотрения. Здесь мы
ограничимся лишь очевидным предложением,
о том, что в этой области следует выделить два
основных раздела:
•
целительские аспекты деятельности мировых
религий и общепризнанных религиозных
конфессий (церковные обряды, молитвы,
поклонение святыням);
•
целительские практики, не имеющие непо-
средственного отношения к церкви и часто
ею осуждаемые (разновидности древнего
и современного оккультизма, биоэнергетика,
экстрасенсорика и проч.).
Разработка полномасштабной классифика-
ционной номенклатуры в любой области науки
и практики – задача непростая, весьма трудоём-
кая и нескончаемая, поскольку с накоплением
новых знаний и технологий её результаты не-
избежно подлежат пересмотру. Предложенная
схема классификационной номенклатуры КМ
страдает тем же недостатком, что и номенкла-
тура врачебных специальностей – отсутствием
единого классификационного критерия. Пред-
видя критику приведенной схемы классифика-
ционной номенклатуры КМ, повторю, что она
не окончательна и напомню одно уместное
в этой ситуации изречение: «Никто не обязыва-
ет тебя закончить работу, но и не освобождает
от необходимости её продолжать».
Литература
1. Wieland LS, Manheimer E, Berman BM.
Development and classificationof anoperational
definition of complementary and alternative
medicine for the Cochrane Collaboration //
Altern Ther Health Med. 2011 Mar-Apr; 17 (2):
50-59.
2. Василенко А.М. Комплементарная меди-
цина: пора определиться в терминологии //
Вестник восстановительной медицины.
2009, №2. с. 16-20.
3. Василенко А.М., Шарипова М.М., Лузи-
на К. Э. Комплементарная медицина в со-
временном здравоохранении // Вестник
РосЗдравНадзора.–2011.-№2. – с.67-72.
4. Василенко А.М. Комплементарная и кон-
венциональная медицина // Сб. трудов I
Российского конгресс по комплементарной
медицине. М. 2013. – С. 26-34.
5. Василенко А.М., Егоров В. В., Коз-
ко А. А. Комплементарная медицина на пути
к правовому регулированию // Рефлексо-
терапия и комплементарная медицина. –
2014. – №1 (7). – С. 4-8.
6. Василенко А.М., Осипова Н.Н., Шатки-
на Г. В. Лекции по рефлексотерапии. Учеб-
17
http://mirvracha.ru/forum/showTopic/4153?offset=20&max=20&sort=dateCreated&order=asc&utm_
medium=emai
18 Заключение 4-й встречи межправославного совещания
Центров по изучению новых религиозных движений
и деструктивных культов - 25.02.13
[http://iriney.ru/psevdo-czelitelskie/psevdo-czelitelskie/novosti-o-
psevdoczelitelskix-kultax/zaklyuchenie-chetvertoj.html]